Резерв кадров гражданской авиации в РФ полностью исчерпан
Кадровая ситуация в гражданской авиации не отвечает требованиям безопасности полетов. Об этом сегодня заявил, выступая на совещании в Совете Федерации по проблемам подготовки авиационных кадров, президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта "Партнер гражданской авиации" Олег Смирнов.
По его словам, резерв кадров авиаторов полностью исчерпан. Ежегодно с летной работы списываются 400 пилотов, а выпускаются из учебных заведений всего 200. При этом четко прослеживается отток опытных российских пилотов в Индию, Вьетнам, Южную Корею и другие страны Юго-Восточной Азии.
О.Смирнов подчеркнул, что в российской гражданской авиации снижен уровень летной подготовки. По требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО) для получения свидетельства коммерческого пилота требуется налет 150 часов. При этом российские учебные заведения выпускают пилотов с налетом 60-80 часов, а обучение производится на самолетах 50-летней давности.
Президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта отметил, что в настоящее время в РФ используется около 150 самолетов иностранного производства. В следующем году их количество увеличится вдвое, а объем перевозок на этих самолетах превысит 70% от общего числа пассажиров страны. Однако пилотировать самолеты зарубежных марок в РФ практически некому, что связано с разницей в подготовке для управления российскими и иностранными самолетами, подчеркнул О.Смирнов.
При этом он добавил, что основная часть, примерно 72% авиационных происшествий, вызвана ошибками летного состава. О.Смирнов подчеркнул, что настало время приступить к созданию системы кадрового резерва летных, диспетчерских, инженерно-технических кадров для гражданской авиации. "Пришло время принимать неотложные меры", - заключил он.
Отметим, что, по данным госкомиссии, причиной смерти 160 пассажиров Ту-154 под Донецком 22 августа 2006г., в том числе 45 детей и 10 членов экипажа, стала именно ошибка пилотов. Эта информация была озвучена в середине февраля. В докладе отмечается, что причиной катастрофы стал "вывод самолета при полете на критические углы атаки". По предварительным данным, сообщалось, что Ту-154 рейса Анапа - Санкт-Петербург попал в зону сильной турбулентности.
Сегодня в поддержку изменения системы обучения российских пилотов высказались и в Совете Федерации. В рекомендациях по итогам совещания Экспертного совета по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса при председателе СФ по проблемам подготовки авиационных кадров содержится предложение разработать целевую программу подготовки летного и инженерно-технического состава гражданской авиации.
Участники совещания подчеркнули, что низкое качество подготовки летного и инженерно-технического персонала "крайне негативно" сказывается на состоянии гражданской авиации России. В результате отсутствия реальной государственной и ведомственной политики, обеспечивающей воспроизводство кадров для гражданской авиации, состояние подготовки летного и инженерно-технического персонала гражданской авиации остается критическим.
Содержание и объемы подготовки не соответствуют современным потребностям авиапредприятий, говорится в документе. Экспертный совет рекомендует правительству РФ поручить Министерству транспорта совместно с Минздравсоцразвития и Минфином разработать единую программу социальных гарантий для летного и инженерно-технического состава гражданской авиации.
В ходе совещания отмечалось, что Россия сегодня единственная страна в мире, которая не имеет единого полномочного органа управления гражданской авиацией. В России гражданской авиацией руководят 5 госструктур: Минтранс, Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ), Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (ФСНТ, Ространснадзор), Федеральная аэронавигационная служба (ФАНС) и Межгосударственный авиационный комитет (МАК).
В положении ни одного из них не записана ответственность за безопасность полетов. Кроме того, по рекомендации Международной организации гражданской авиации (ИКАО) расследованием авиакатастроф во всем мире занимаются независимые структуры. В России же этим занимаются государственные структуры, которые должны сами в определенной мере нести ответственность за катастрофы. Таким образом, эти структуры, защищая честь мундира, обвиняют погибшие экипажи и не вскрывают истинных причин катастроф.