Банки и сотовые операторы, чтобы выжить, будут вынуждены
объединиться одновременно пойти навстречу клиенту. Финансовые операции уйдут в гаджеты,
а сотовые операторы начнут существовать за счет банков, а не своих абонентов,
прогнозирует экс-генеральный директор Yota Анатолий Сморгонский.
В своей статье на РБК под заголовком «Мобильная связь будет
бесплатной. Спасибо, Apple» Сморгонский пишет, что перед лицом наступающих
Apple и Google единственный шанс и у банков, и у сотовых
операторов — это объединиться и «резко пойти навстречу клиенту». Иначе
и тем, и другим конец.
«Бизнес розничного банка заключается в том, чтобы взять
деньги оптом подешевле и продать в розницу подороже. И теперь
с этой работой куда лучше и элегантнее справятся IT-компании.
Больше половины жителей США, например, хотят использовать смартфоны для
оплаты небольших покупок — недорогой одежды или кофе. Оборот бесконтактных
платежей в России сравнительно невелик, но быстро растет. Одно
из недавних подтверждений этому — новые правила Минкомсвязи,
регламентирующие NFC-технологию для всей страны», — говорится в публикации.
Некоторые банки, отмечает эксперт, также планируют получить
существенную часть растущего рынка мобильных платежей — взять тот же
Сбербанк и приобретение им для этих целей сервиса мобильных
платежей Platius в марте.
Рост интереса вовсю подстегивают крупные IТ-корпорации: свою систему прошлой
осенью запустила Apple, а в этом году на рынок выходят Google
и Samsung. Аналитики пророчат, что ожидаемый оборот бесконтактных платежей
в мире к 2017 году составит 48 миллиардов долларов, а к 2020-му увеличится
еще почти в три раза.
Сморгонский обращает внимание, что у Google и Apple миллионы
преданных клиентов. И масса детализированной информации
о пользователях. Браузер Google Chrome сканирует почту и историю
поисковых запросов. Apple видит, что, как и когда вы покупаете
в интернете. Плюс у Apple и Google имеется
по онлайн-магазину, что дает им доступ к информации
о платежах.
«У этих корпораций уже есть
абсолютно все, чтобы построить рисковую модель и грамотный скоринг.
Ничто не мешает им развивать всю линейку банковских продуктов: давать
кредиты, привлекать депозиты. Причем не так, как делают это традиционные
банки, а так, как это нужно делать в XXI веке. То есть
в одно касание на смартфоне», — отмечает он.
Прошлым летом председатель правления Сбербанка Герман Греф заявил, что
главным соперником вверенной ему организации становится Google. И еще год
назад эти заявления могли бы казаться преувеличением. Сегодня уже понятно,
что большие потрясения ждут банки в самое ближайшее время. В сентябре
Apple запустила платежную систему Apple Pay в США. Теперь американцы могут
платить в супермаркетах с помощью айфона, привязав в приложении
любую кредитку.
«До того чтобы выпустить свою виртуальную карту, осталось полшага.
Нужно просто вступить в партнерство с Visa и MasterСard,
а затем устранить ненужных посредников между деньгами и людьми —
то есть банки. Таким образом, технологическим корпорациям, таким как Apple
и Google, достанутся самые перспективные и платежеспособные клиенты»,
— прогнозирует эксперт.
По его утверждению, в конечном счете это сделает мобильную связь бесплатной. «Потому
что самим классическим банкам просто нечем крыть козыри Apple. А значит,
их единственный шанс на спасение — остается в кооперации с телекомом,
который, надо заметить, и сам переживает не лучшие времена», —
говорится в статье.
Автор сравнивает телеком с коммунальной услугой, за которую люди платить
не любят. И даже самые состоятельные абоненты не согласятся даже с незначительным увеличением тарифов. А затраты
операторов на поддержание сети увеличиваются в геометрической
прогрессии. И что примечательно, зарабатывает на этом празднике цифровой
жизни кто угодно, но только не телеком-компании. «В основном, кстати,
зарабатывают на нем те же умники из Apple и Google.
А значит, у телекома и банков — общий враг. И это еще
один повод объединиться, чтобы дать врагу отпор», — считает Сморгонский.
Он уверен, что это даст толчок эпохе слияний, в результате чего станут
появляться новые финансово-телекомовские структуры. В ближайшей
перспективе эксперт прогнозирует «интересные сделки» — только объединившись,
банки и операторы смогут вывести на рынок продукты, которые составят
конкуренцию решениям IT-компаний.