Главный продавец милитари-товаров "Военторг", контролируемый Министерством обороны, пытается зарегистрировать товарный знак "Вежливые люди". Это словосочетание стало общеупотребительным в конце зимы, когда происходил захват ключевых объектов в Крыму — Совета министров и Верховной рады полуострова, штаба Войск береговой обороны, аэропортов в Симферополе и Бельбеке, гостелерадиокомпании "Крым" — неизвестными людьми в камуфляже. Очевидцы отмечали, что люди в военной форме не имеют опознавательных знаков, не комментируют, откуда они появились, но ведут себя "очень вежливо". Статус интернет-мема за "вежливыми людьми" окончательно закрепил президент Владимир Путин — он использовал это словосочетание 21 марта в эфире телеканала Russia Today, комментируя введение санкций США, Канадой и Евросоюзом в отношении российских чиновников и бизнесменов. И до этого, и после Путин говорил, что неопознанные бойцы в Крыму не имеют отношения к российской армии — это просто местные отряды самообороны, а военную форму можно купить в магазине.
В базе Роспатента есть еще три заявки на регистрацию бренда "Вежливые люди": от россиянина Михаила Семченко, украинца Василия Петухова и петербургской компании "Вива Групп". Представитель Петухова и Семченко юрист Евгений Испалинов отказался раскрыть цели его клиентов, сославшись на коммерческую тайну. Он сообщил лишь, что одна из рассматриваемых возможностей — выпуск футболок с логотипом "Вежливые люди". Владелец "Вива Груп" Роман Еремян имеет аналогичные планы: по его словам, одежда под брендом "Вежливые люди" появится в магазинах России и Восточной Украины до конца апреля.
Между тем маркетологи сомневаются, что подобный бренд может иметь долгую историю успеха. В качестве примера приводится шумиха вокруг падения метеорита в Челябинске: было много заявок на регистрацию разных словосочетаний по этой теме, но до сих пор никаких заметных "метеоритных" брендов так и не появилось.
ОАО "Военторг" — часть созданной еще в Советском Союзе системы бытового обслуживания войск. В его структуру входят более 1200 магазинов, 1500 предприятий общественного питания (столовые и чайные в воинских частях), 700 предприятий бытового обслуживания (комбинаты-прачечные, парикмахерские, фабрики и ателье, мастерские по ремонту обуви), сообщается на сайте Минобороны.