Стереотип плохого русского сложился в сознании Запада по
фильмам Голливуда. И из-за войн с СССР на большом экране Вашингтон пока не
рискует отправлять американских солдат к границам с Россией, считают авторы
статьи в Foreign Affairs.
Англо-американская поп-культура редко изображает русских
героями или хотя бы положительными персонажами. В лучшем случае голливудский
«русский» выглядит как капитан российской подлодки Марко Рамиус (Шон Коннери) в
«Охоте за “Красным октябрем”» (1990), который восстает против властей и решает
передать субмарину в руки американцев.
Обычно в голливудских фильмах русских боятся, их изображают
жестокими и неумолимыми противниками. СССР
стал наиболее страшной угрозой с тех пор, как в 1949 году нарушил монополию
Штатов на ядерное оружие. Американцы видели «советскую руку» даже за образом
председателя Мао. Так, в «Кандидате из Манчжурии» (1962) упоминается центр
по промыванию мозгов, где работают специалисты из «Института
имени Павлова».
Тревожность, присущая холодной войне, проявлялась в кино различными способами:
инопланетяне («Захватчики с Марса», 1953), шпионы («Я был коммунистом для ФБР»,
1951). Традицию изображать русских грубыми и опасными из-за находящейся в их
распоряжении военной силы закрепил советский лидер Никита Хрущев, пригрозивший
на заседании ООН «похоронить» США и для наглядности своих слов постучавший по
кафедре ООН ботинком.
В 1954 году на экранах впервые появился знаменитый агент 007 в фильме «Казино
«Рояль», где актер Питер Лорре сыграл воплощение еще одного стереотипа холодной
войны – советского шпиона Ле Шиффра. В ранних фильмах «бондианы» («Из России с
любовью», 1963) также присутствовали злые агенты СССР.
Даже после того, как Вашингтону удалось предотвратить ядерный Армагеддон, такие
картины, как «Система безопасности» (1964) и «Случай с Бедфордом» (1965)
изображали русских вполне разумными людьми, не желающими войны, однако они
могли по неосторожности увлечь США за собой в бездну.
В популярном телесериале «Человек от Д.Я.Д.И.» (1964-1968)
предполагалось, что русские и американцы могут работать вместе в международной
организации, чтобы защитить мир от преступников. Однако к концу 60-х настроение
в Голливуде по отношению к СССР заметно помрачнело из-за советской помощи
Северному Вьетнаму. В картине «Полярная станция «Зебра» (1968) американские и
советские войска чуть было не взорвали Арктику.
В свою очередь, «Агенты Сокол и Снеговик» (1985) отразили ухудшение отношений
между США и СССР, когда американский президент Рональд Рейган объявил о своем
намерении уничтожить «империю зла». В этом фильме агента КГБ сыграл Дэвид Суше.
В боевике «Рэмбо: Первая кровь 2» (1985) Сильвестр Сталлоне безжалостно убивает
советских мучителей, которые помогают ненавистным вьетнамцам. «Красный рассвет»
(1984) сыграл на худших страхах американцев: здесь американские подростки ведут
партизанскую войну против советско-кубинских захватчиков Соединенных Штатов.
Распад Советского Союза не улучшил экранный имидж русских. В очередной раз
развлечение последовало за реальностью: зловещие олигархи и главы преступных
синдикатов стали «двигателями» сюжетов «Золотого глаза» (1995) и «Святого»
(1997). Преступники, которые не смогли подняться на вершину власти в России, на
Западе стали новым классом гангстеров, не уступая итальянским мафиозным кланам
(«Клан Сопрано», 1999–2007).
Несмотря на то, что заявления президента Путина и его имидж мачо на ура
принимаются российской публикой, на Западе его воспринимают как «убийцу с
ледяными глазами». Именно такой имидж закрепился в подсознании жителей Запада
из-за целого поколения кинозлодеев. Весь жизненный путь российского лидера, по мнению
авторов статьи, представляет собой воплощение мечты голливудского сценариста.
Издание утверждает, что Вашингтон и дальше будет
противостоять политике Москвы, например, предоставляя помощь Украине и почти не
встречая сопротивления общественности. Однако в памяти еще свежи многочисленные
киноверсии ядерных войн между СССР и США, поэтому США, возможно, устоят перед
искушением отправить в регион американские войска.