Участники первого конгресса философов в Казахстане выступили за возвращение смертной казни, сообщает Tengrinews. За применение этого вида наказания по отношению к преступникам, виновным в убийстве, высказался, в частности, доктор философских наук Алтай Тайжан. "Я так думаю: несколько человек убил, потом двадцать лет получает, иногда даже десять лет или семь. Такие люди не должны находиться на свободе. Либо пожизненное, либо смертная казнь", — заявил он. Аналогичное мнение высказал и академик, доктор философских наук Абдумалик Нысанбаев. "Если человек совершил страшное преступление, изнасиловал или убил кого-то, надо смертную казнь сохранить, — отметил он. — Наше общество еще не стало таким гуманным, демократичным. У нас много убивают, действуют террористы. Мораторий надо отменить".
О том, что в исключительных случаях применение смертной казни возможно, заявил также директор международного центра культур и религий Агентства по делам религий Айдар Абуов. По его словам, если человек не соблюдает законы и нормы поведения, то ему нельзя находиться в обществе. Он также подчеркнул, что не считает тюрьму "самой исключительной мерой наказания".
В Казахстане ранее уже звучали предложения вернуть смертную казнь. В парламенте республики предлагали, в частности, применять эту меру наказания к детоубийцам. Однако официального развития эти инициативы не получили.
Мораторий на смертную казнь действует в Казахстане с 2003 года. До введения моратория было приведено в исполнение более 500 судебных приговоров такого рода. В Уголовном кодексе Казахстана формальная возможность применения смертной казни сохраняется. Она, согласно УК, может применяться за террористические преступления, сопровождавшиеся гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время. Учитывая мораторий, по приговорам такого рода наказание должно заменяться пожизненным заключением.