30 октября на сайте Российского исторического общества была опубликована концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Работавшие над ней ученые сформулировали рекомендации, которые могут быть положены в основу новых учебно-методических комплексов. В частности, преподаватели должны донести до учеников, что прошлое России "было неотъемлемой частью исторического процесса", а изложение материала в учебнике "должно формировать у учащихся ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и толерантности". При этом важную часть комплекса должны составлять творческие задания, способствующие развитию самостоятельного мышления учащихся.
Единый учебник по истории будет охватывать период с расселения славян по Восточно-Европейской равнине до выборов президента РФ, состоявшихся в марте 2012 года. В истории Древней Руси и Российской империи в изложении авторов концепции принципиальных изменений не прослеживается, однако есть ряд любопытных моментов: например, в этом конспекте понятие "татаро-монгольское иго" было заменено на словосочетание "ордынское иго".
Классическим следует признать и подход к оценке событий советского и ельцинского периода. При этом авторы документа подчеркивают, что нынешний глава государства Владимир Путин в рамках своего первого и второго президентских сроков сумел стабилизировать ситуацию в стране и укрепить вертикаль власти, что способствовало экономическому росту. Преемственность власти в РФ оценивается историками нейтрально. Будет ли отражена в новом учебнике протестная активность россиян, из текста концепции не ясно, однако ранее сообщалось, что о митингах "За честные выборы" и о "болотном деле" школьники все же узнают. В рамках изучения новейшей истории им также предстоит выучить такие понятия, как "шоковая терапия", "ваучер", "семибанкирщина", "челночная торговля", "исламский радикализм" и так далее.
В числе персоналий, которых составители концепции видят на страницах будущего учебника, есть не только политики и военные, но и деятели культуры и науки, такие как писатели Борис Акунин и Виктор Пелевин, скульптор Зураб Церетели, лидер группы ДДТ Юрий Шевчук, актриса Чулпан Хаматова, нобелевские лауреаты Жорес Алферов, Виталий Гинзбург и Алексей Абрикосов и другие.
К трудным вопросам российской истории были отнесены, например, образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе, присоединение Украины к России, преобразования Петра I, оценка крепостного права, падение монархии в России и приход к власти большевиков, единовластие Сталина и причины репрессий и другое. Последний трудный вопрос, по мнению авторов концепции, — "причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е годы".