Фильм «Гоголь. Начало», приключенческий
мистический детектив по мотивам произведений Николая Гоголя, вышел в прокат.
Поставленная режиссером сериалов Егором Барановым картина превращается в
карикатурный микс из голливудских штампов.
Первая половина XIX века.
Жуткие загадочные убийства происходят недалеко от полтавского села Диканька. К
их расследованию привлекают следователя Якова Петровича Гуро (Олег Меньшиков),
который знакомится с молодым писарем Николаем Гоголем (Александр Петров).
Гоголь решает присоединиться к
знаменитому следователю в раскрытии убийства знатной дамы. Отправившийся в
Диканьку и сопровождаемый видениями писатель вступает в смертельное
противостояние с неведомой силой.
Форма против содержания
Новый «Гоголь», который делает продюсерский
проект компании Александра Цекало «Среда», на самом деле целый сериал, который
поделили на четыре фильма по две серии каждый. Их запланировали к показу осенью
2017 года в кинотеатрах, а затем на телевидении.
«Гоголь. Начало», первая картина из
четырех, представляет из себя далеко не самую удачную попытку соединить
биографию писателя с фантастическими видениями драматурга, превращая его в
супергероя, помещенного в придуманную им реальность.
На первый взгляд, создателям ленты всё
же удалось тщательно реконструировать интерьеры и специфическую гоголевскую
основу, в которой узнаются черты характера прозаика и прослеживаются комплексы,
связанные с тягой к женщинам и страхом перед гробом.
Но в дальнейшем создатели, видимо, насмотревшиеся готических фильмов Тима Бертона, превращают «Гоголя» в русскую
интерпретацию легенды о Сонной Лощине, явно наполненную различными
голливудскими штампами в рамках российского бюджета.
«Гоголь. Начало», близкий по духу к
российскому триллеру «Вурдалаки», получился атмосферным и специфичным
детективом, в котором форма обгоняет содержание, демонстрируя жуткие сцены,
которые в итоге превращаются в карикатурно-смехотворные.
Российское фэнтези
Лента Егора Баранова откровенно слаба
в мистической части, хотя при крепкой режиссуре картина могла бы получиться
впечатляюще жуткой. Но вместо проникновенной готики создатели сделали ставку на
комедию и остроумное обыгрывание гоголевских комплексов.
Теперь за киношного Гоголя можно не
переживать по части дамских вопросов. Хотя Николай Васильевич, погруженный в
свои видения, ведет себя в ленте зачастую невнятно, зато настойчиво общается с
девушкой Лизой, которую сыграла молодая актриса Таисия Вилкова.
«Гоголь. Начало» пестрит различными
отсылками на биографические деяния классика русской литературы. Но в ленте
плохо уживаются вместе различные элементы, от сжигания поэмы «Ганц
Кюхельгартен» до противостояния с нечистью, которая выглядит недоработанной.
Картина зачастую напоминает невнятное
российское фэнтези, которую от впадения в откровенный трэш спасают эпизоды с лесным
дьяволом, похожим на Черного Всадника из «Властелина Колец». «Гоголь. Начало» напоминает странный
сон, в котором смешалось невнятное бытовое поведение Николая Гоголя и карикатурные
персонажи. Зрителю из повествования ленты станет трудно понять личность Гоголя,
хотя продолжение и обещает быть увлекательным.