Депутат Госдумы Олег Михеев внес в Госдуму РФ законопроект, запрещающий позиционировать в прессе и в рекламе алкоголь как русскую традицию и часть российской культуры. Также документ запрещает публичные утверждения о том, что спиртные напитки якобы помогают достичь признания в обществе, продвинуться по карьерной лестнице и реализовать свои амбиции. Кроме того, авторы документа считает непозволительными утверждения, согласно которым алкоголь помогает утолить жажду и поднимает настроение.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что сейчас алкогольная продукция часто позиционируется как часть российской культуры. По мнению авторов документа, создание образа потребителя алкоголя как человека, следующего традициям своей страны, фактически оправдывает алкоголизм. В результате это существенно снижает эффективность мер, принимаемых российскими властями для снижения уровня потребления алкоголя в стране.
Российские власти за последние годы приняли ряд мер, направленных на борьбу с алкоголизмом. В частности, для сокращения потребления крепкого алкоголя россиянами в стране последовательно повышаются акцизы и минимальные розничные цены на него. По данным главного нарколога РФ Евгения Брюна, эти меры приносят определенные успехи. В 2013 году годовое потребление алкоголя взрослыми россиянами сократилось на 13% по сравнению с предыдущим и составило 13,5 литра на душу населения. При этом еще в 2010 году этот показатель равнялся 18 литрам на душу населения.