Группа граждан попросила убрать из Третьяковской галерии картину Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван". С точки зрения активистов (как они сами утверждают, патриотически настроенных) полотно, изображающее момент смерти сына Грозного, оскорбляет патриотические чувства россиян.
У общественников два довода: картина слишком кровавая, к тому же — полная клевета: мол, сыновей своих царь любил и убить одного из них никак не мог. "Сколько можно терпеть эту пропаганду. Дети ходят и смотрят на эту ложь", — заявляет Василий Бойко-Великий, председатель оргкомитета партии "Народное движение «Святая Русь»". Обращение активистов уже направлено министру культуры Владимиру Мединскому и директору Государственной Третьяковской галереи Ирине Лебедевой.
В Третьяковской галерее попытки урезать экспозицию называют чьим-то глупым пиаром. При этом специалисты поясняют, что картину художник писал, опираясь на исследования Карамзина, а он убийство сына отцом сомнению не подвергает. Да и полотно вовсе не историческое, а, скорее, психологическое. "Она не столько об этом историческом эпизоде, сколько о том, что человек убивший, преступивший нравственный закон, перестает быть человеком. Это видно на картине. Царь в ужасе обнимает своего убитого сына, просит у него прощения", — рассказывает заместитель директора Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова.
По словам директора Третьяковской галереи Ирины Лебедевой, претензии к исторической недоостоверности — это поверхностный взгляд на культуру. "В таком случае нужно запретить к показу и многие отечественные фильмы, которые не всегда соответствовали каким-то историческим фактам, запретить к постановке пьесы Шекспира — там ведь тоже много условных вещей", — рассуждает Лебедева.
Впрочем, "Иван Грозный" стал предметом жарких споров не впервые. Ныне хрестоматийное полотно Репина в свое время восприняли неоднозначно. Александру III картина не понравилась, ее на несколько месяцев даже запретили к просмотру. А в 1913 году старообрядец Балашов с криками "Долой кровь!" изрезал полотно ножом — изображение потом едва восстановили.