Российский политолог Ирина Мохова в своей статье Проблемы иммиграции во Франции накануне президентских выборов (опубликовано на сайте Института Ближнего Востока) отмечает, что во французском обществе идет переосмысление таких понятий как нация и идентичность. Франция исповедует принцип государства-нации, в соответствии с которым гражданином является индивид, разделяющий республиканские принципы, а то, какой он национальности или вероисповедания остается за кадром. По крайней мере, так было до сих пор.
Формально Франция остается верной этому принципу, но реальность демонстрирует другое. Значительная часть иммигрантов, которые сохраняют свою этническую и религиозную идентичность (отличную от традиционной европейской), не интегрируются во французское общество. И Саркози - сам потомок иммигрантов (венгров и греческих евреев) ставит вопрос о том, кто может претендовать на то, чтобы жить во Франции.
Ирина Мохова напоминает, что в июне 2006 году Сенатом был одобрен законопроект по ужесточению требований к трудовой иммиграции. Проект представлял Саркози, на тот момент министр внутренних дел. Закон предусматривает ряд новых требований для иммигрантов, в том числе заключение с государством договора по приему и интеграции, обязательное владение французским языком. Запрещается автоматическая легализация иностранцев после 10 лет пребывания на территории Франции. Впредь каждая конкретная заявка на легализацию будет рассматриваться отдельно, исходя из особых критериев. Один из главных - степень интеграции детей нелегальных иммигрантов во французскую культуру.
Политические оппоненты Саркози проголосовали против законопроекта, так как, по их мнению, он ущемляет права иммигрантов и может усилить ксенофобию во Франции. Их идеи сводились к тому, чтобы увеличить национальные и европейские расходы по содержанию центров помощи и адаптации иммигрантов, а также возвращению права на легализацию после 10 лет незаконного пребывания на территории Франции.
Так или иначе, усилия Франции в решении миграционной проблемы весьма поучительны и для России, поток иммигрантов в которую постоянно увеличивается. Но государственной политики по их интеграции пока нет. Это казалось не нужным, ведь значительная часть приехавших в Россию выросла в той же советской среде, что и россияне. Однако как показывает практика - 15 лет после развала СССР хватило, чтобы уничтожить то общее, что было между его гражданами. В том числе и русский язык. Уже не редкость, когда дети иммигрантов зачастую не говорят по-русски, а если и говорят - то не пишут и не читают, что создает проблемы их обучения в школе. И это только вершина айсберга.
Так что, как и для Европы, проблема адаптации иммигрантов для России весьма существенна. И, как и французы, россияне задаются вопросами - как именно и на каких принципах интегрировать вновь прибывших? И только ли с ними связано обострение проблем идентичности?
Нельзя также забывать и о том, что иммигрантская тема тесно увязана не только с вопросами внутренней безопасности, но и внешней политики.
С подачи ряда СМИ (как французских, так и других) Саркози получил титул исламофоба. Сыграло здесь роль и его отношения к иммигрантам, и неприятие идеи вступления Турции в Европейский союз. Кстати говоря, турецкая проблема абсолютно созвучна иммигрантской. Это все тот же вопрос об идентичности, но уже не французов, а европейцев в целом. И все та же проблема интеграции.