Информационный портал
 ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
 ЭКОНОМИКА

    ВСЕ НОВОСТИ    |    ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО    |    ЭКОНОМИКА    |    HI-TECH    |    E-BUSINESS    |    ПРОИСШЕСТВИЯ    |    НОВОСИБИРСК    |    ШОУ-БИЗНЕС
Новости / E-business / Чужие среди своих
 

Чужие среди своих

В то время как российские чиновники увлечены планами обуздать, или, наоборот, расширить поток гастарбайтеров, перекосы на российском рынке труда становятся все более очевидными. При этом никакой согласованной внутренней миграционной политики в стране не проводится.

Как было отмечено на последнем заседании правительства, Дальний Восток занимает 36% территории России, а живет там не более 5% трудоспособного населения. Эти беды свойственны и другим регионам Российской Федерации. В перспективе специалисты пророчат серьезные экономические кризисы, в сравнении с которыми падение нефтяных цен может показаться безобидной шуткой.

Ежегодно в России, по данным Росстата, место жительства меняют около 2 млн человек. И хотя в самом процессе миграции нет ничего плохого - население любой цивилизованной динамичной демократической страны активно в поисках лучшей доли – важно то, чем вызваны эти перемещения и каковы их последствия.

В российском случае внутренними трудовыми мигрантами пополняется европейская часть страны в целом и, в особенности, крупнейшие мегаполисы - Москва и Санкт-Петербург. Северные регионы и Сибирь в этом процессе неизменно выступают донорами.

Демографы и экономисты уже многие годы говорят о существовании двух зон: европейской - "принимающей" и сибирской - "отдающей", утверждает газета. Ежегодно этот дисбаланс перемещений приводит к оттоку из указанных регионов 40-50 тысяч человек. А в середине 1990-х переселение чуть было не превратилось в массовое бегство, когда за год в европейскую Россию выезжало по 150-200 тысяч россиян.

Особо стремительно пустеют территории таких регионов, как Якутия, Магаданская область, Чукотский автономный округ (АО), Сахалинская область, Камчатская область с Корякский АО. Это те самые "острова", для которых остальная Россия по праву называется "материком". Здесь по-прежнему отсутствуют железные дороги и автомагистрали, а морской или речной транспорт (а отчасти даже авиация) действует лишь в течение короткого северного лета.

Немногим лучше обстоят дела даже в относительно благоприятных условиях юга Дальнего Востока. Уссурийские и приамурские регионы не смогли перехватить миграционные потоки от северных соседей. В частности, Приморье, по оценкам специалистов, смогло компенсировать только 10–12% прежних потерь. Европейский Север без учета значительной естественной убыли и только от внутренней миграции потерял каждого десятого работника.

Замечено, что в большей степени в миграцию вовлекаются люди с высшим образованием. Однако найти для них работу, соответствующую их способностям и знаниям, можно далеко не всегда.

Специалисты называют узкую направленность внутренней миграции бичом отечественной экономики, свидетельствует "НИ". Первой причиной сложившейся ситуации стало самоустранение государства из социальной сферы. И если для благополучных городов европейского центра страны это не критично, то в провинции приводит к массовому исходу населения. Вторая причина состоит в том, что, несмотря на все разговоры о необходимости развивать обрабатывающие производства, на деле произошла переориентация экономики из индустриальной в сырьевую, в которой места для всех не находится.

Наконец, уже порожденная и многократно усугубленная гиперцентрализация нынешней России фактически удушает ее региональные центры, способные стать "точками роста", подводит печальный итог издание.

Не отдавая отчета происходящим процессам, государство даже поощряло разбалансировку единого экономического пространства. "Был брошен клич "Все на Большую землю!", - приводит "НИ" комментарий заведующего кафедрой народонаселения МГУ Владимира Ионцева. - Естественно, что люди вняли этому лозунгу, остаться на нищенской зарплате не желал никто. В результате закрылись многие предприятия. В частности, рыбная промышленность практически исчезла на Севере, переместившись в другие районы страны вслед за мигрантами". Теперь у проблемы "включилось воспроизводство", считает эксперт: сокращение численности населения привело к безвозвратному исчезновению рабочих мест, а в их отсутствии люди на малую родину не поедут.

"Особенно обидно, что переселение затронуло потомственных северян и сибиряков - людей, привыкших к жизни в трудных условиях. По сути, многосотлетний труд заселения этих земель пошел насмарку", - подытожил Ионцев. По его словам, способом ограничить выезд населения с удаленных от центра территорий могло бы стать восстановление традиционных льгот и преференций. Но ничего в этом направлении руководством страны не предпринимается.

В свою очередь, директор Центра демографии и экологии человека Анатолий Вишневский уверен, что корень проблемы кроется в отсутствии в России крупных межрегиональных миграционных "полюсов", которые есть, скажем, в США. "У нас экономика почти полностью переключилась на добычу сырья и сферу услуг. Для первой ее статьи много людей не нужно, а вторая нормально развивается только в Москве и в меньшей степени в Питере. Нужен как минимум один такой же центр в Сибири. Им пытается стать Новосибирск, но пока без особого успеха", - говорит ученый. Вишневский видит выход в стимуляции внешней миграции: "Увеличение последней в два крупнейших мегаполиса в определенной степени насытило бы этот перекачивающий население насос".

Впрочем, считать Европейскую Россию, куда устремляется главный поток внутренней трудовой миграции, благоденствующей, было бы тоже ошибкой. Здесь остро стоит проблема сокращения населения малых и средних городов. Целый ряд таких населенных пунктов теряет по 5–10% своей численности, пишет газета. И среди них есть даже областные центры, не говоря о районных.

По словам Вишневского, для решения проблемы запустения провинциальных городов необходимо развивать транспортную инфраструктуру, а также повышением уровень жизни населения. "В США малые и средние города не пустеют, поскольку люди там привыкли добираться на машине на работу в течение 1-2 часов, преодолевая при этом зачастую сотни километров", - отметил он. В России на эти доводы привыкли отвечать горькой усмешкой и присказкой про извечные две беды из букв "Д" (дураки и дороги).



Источник: Новые известия

Смотри также: Главные новости, TradeNews, Итоги, Обзоры рынков, Новинки, Мобильные ПК, DisplayNews, Аудио-Видео, Фото-Видео, Мобильные телефоны, Программное обеспечение, Персонал, Маркетинг и Менеджмент, В стране, В мире, Авто

Дата: 28.02.2007, 12:15, Источник: info.sibnet.ru, Просмотров: 684






РЕСУРСЫ РАЗДЕЛА

2024, SWEET211.RU | Сделано с любовью
Автор: Maksim Semeykin

Дизайн: Master Daemon
Web Builder Engine v.2.78c, 2004-2024

Страница создана за 0,0156 секунд
Версия сайта 3.4.4
Версия админовки 1.6.2f
SQL запросов: 4 Время: 0 сек.

Сейчас: 22.11.2024, 12:22
Участник рейтинга sweet211.ru

синонимайзер текста онлайн Прошивка магнитолы Geely Atlas Прошивка магнитолы Geely Coolray Прошивка магнитолы Geely Atlas Pro Прошивка магнитолы Geely Tugella