За год бюро кредитных историй передало в созданный Банком России Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ) данные о 20 млн заемщиков. Впервые в число крупнейших бюро, на которые приходится 96% кредитных историй, было включено кредитное бюро "Русский стандарт", аффилированное с банком "Русский стандарт", являющимся одним из лидеров потребительского кредитования.
По информации ЦБ, в число крупнейших бюро кредитных историй входит пять компаний. По их собственным данным, в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ) накоплены данные о 9,1 млн заемщиков из 624 банков, в "Глобал Пейментс Кредит Сервисиз", контролируемом "Хоум кредит энд Финанс банком"— 8,1 млн из 50 банков, в бюро кредитных историй "Экспириан-Интерфакс"— 2,5 млн из 190 банков, в кредитном бюро "Русский стандарт"— 2 млн. Бюро "Инфокредит", аффилированное со Сбербанком, таких данных не предоставляет. В отличие от ЦККИ бюро учитывают кредитные истории, а не субъектов в базе данных, поэтому их число превышает статистику ЦБ.
По данным ЦБ, с 29 марта 2006 года, когда кредитные бюро начали отправлять в ЦККИ истории заемщиков, количество переданных ими титульных частей кредитных историй достигло 20 млн (из них более 99,6% приходится на долю физических лиц). Через Центральный каталог банки могут найти кредитные истории, хранящиеся в кредитных бюро, а заемщики, получившие отказ в выдаче кредита, — больше узнать о его причинах, сделав запрос на сайте ЦБ.
Вчера ЦБ впервые опубликовал данные о возрастных категориях заемщиков: в возрасте 18—24 лет их оказалось 14% , 25—40 лет — 45,4%, 41—59 лет — 38,1%, старше 60 лет — всего 2,4%. Сейчас в базе ЦККИ доля неприемлемых для банков заемщиков, к которой относят должников, допустивших просрочку платежа более 90 дней или взявших в банках три и более кредита, составляет 12%.
Но лидеры кредитования физлиц Сбербанк и "Русский стандарт" предпочли не делиться такими данными и создали собственные бюро: бюро кредитных историй "Инфокредит" и кредитное бюро "Русский стандарт". "В принципе мы планируем сотрудничать с другими банками, но не раньше 2008 года", — заявил представитель бюро "Русский стандарт". Тем временем розничные банки тщетно пытаются с ними договориться. "Мы ведем переговоры с бюро, созданными при крупнейших банках, но пока безрезультатно — дело за ценой", — досадует замдиректора дирекции продуктов розничного бизнеса ФК "Уралсиб" Альберт Фахрутдинов. "Наши кредитные истории уникальны", — набивают цену в бюро "Русский стандарт".
Интерес банков к этим двум бюро участники рынка объясняют их растущей эффективностью, позволяющей уже сейчас сокращать издержки банков. Как сообщает ЦБ, в первом квартале в отношении примерно 50% запросов, поступивших в Центральный каталог, была найдена информация о бюро, в которых хранится история заемщика.
"Все зависит от сегмента, на который ориентируется банк, и от региона выдачи кредита", — уточняет гендиректор "Глобал Пейментс" Олег Лагуткин, который утверждает, что в среднем информация находится только по 25—35% запросов. Например, в "Уралсибе" проверяют только заемщиков по высокорискованным продуктам и клиентов, чьи намерения и платежеспособность вызывают у банка сомнения. "Каждый десятый запрос дает информацию, позволяющую сокращать издержки банка на 20%", — говорит г-н Фахрутдинов. А по расчетам самого ЦККИ, возможность снижения невозвратов долгов составляет 30%.
Источник: rbc
Смотри также: Главные новости, TradeNews, Итоги, Обзоры рынков, Новинки, Мобильные ПК, DisplayNews, Аудио-Видео, Фото-Видео, Мобильные телефоны, Программное обеспечение, Интернет, Персонал, Маркетинг и Менеджмент, В стране, В мире, Авто