Телеканал «Россия-1», в пику Первому каналу поставил
в эфирную сетку июля не слезливую мелодраму, а мощный детективный сериал «Преступление»,
решив подкрепить свой взлетевший рейтинг. И если пока непонятно, какой из
сериалов зрители будут смотреть больше, уже сейчас ясно: «Преступление» —
фильм, который будут пересматривать.
Премьеру «Преступления» уже отмечают кинокритики, с
легкой настороженностью вспоминая: премьера весьма условна, а проект — не
оригинален. Но на фоне приевшихся киношных домохозяек, решивших покорить
столицу, сериал свеж и нетривиален. Самые смелые критики кивают в сторону
нашумевшего «Твин Пикса».
И если проводить аналогии, сходств, действительно
много. В центре истории — жертва, молодая девушка, окруженная массой
подозреваемых, желающих ей смерти. И даже атмосфера гнетущей тяжести, созданная
Дэвидом Линчем, слегка похожа. Во всяком случае, до финала зрители будут гадать: кто убил Таню Лаврову.
Скандинавы рулят
Зрителей, удивившихся неожиданно внятному детективному
сюжету «Преступления», хочется огорчить: сюжет не оригинален. Сериал является
адаптацией датско-норвежского сериала «Убийство». Впрочем, никто подобных ремейков
не запрещал. Не так давно Первый канал показывал сериал «Налёт», тоже
являющийся адаптированным вариантом западного продукта, и даже пообещал второй
сезон.
Если отойти в сторону от кино российского и обратить
свое внимание на Скандинавию, то в последнее время именно эта часть Европы
балует зрителей и читателей по-настоящему качественным кино и литературой в
жанре детективного триллера и остросоциальной драмы. И примеров тому масса.
Одним из самых громких событий стала, безусловно,
трилогия Стига Ларссона «Девушка с татуировкой дракона», ставшая международным бестселлером
и получившая уже две экранизации: европейскую и американскую. А скоро все фанаты
писателя Ю Несбё увидят экранизацию его нашумевшего романа «Снеговик».
В 2007 году европейский оригинал — сериал «Убийство»
— не просто вошел в десятку лучших криминальных и драматических сериалов года,
а занимал там почетное второе место. По всей вероятности, именно из этих
соображений российские продюсеры и решили переснять датскую историю на новый
лад.
«Преступление» уже анонсировали как главную интригу
этого лета, подкрепив сюжет мощным актерским составом. Главную роль в фильме
сыграли Дарья Мороз и Павел Прилучный. В их компании оказались расставшаяся с
комедийным амплуа свахи Людмила Артемьева, Андрей Смоляков, Алёна Хмельницкая,
Андрей Чернышов и Игорь Костолевский.
Всё не безнадежно
Сериал «Преступление» можно смело отнести к удачным
адаптациям на отечественном киноэкране, но назвать картину легкой не повернется
язык. Это сложная многоходовая драма, расковыривающая секреты главных героев,
людей отнюдь не идеальных, каждый из которых что-то прячет.
В центре сюжета расследование жестокого убийства
молодой девушки, которое оборачивается напряженной психологической схваткой.
Всем героям приходится переоценивать свою жизнь и совершать личный выбор:
верность или предательство, цинизм или сострадание, месть или смирение.
Сюжет, действительно, захватывает с первой же
минуты, что выгодно отличает сериал на второй кнопке от вакханалии, творящейся
на Первом канале, хотя, казалось, что после «Ликвидации» телеканал «Россия-1»
неспособен выдержать нужный градус, скатившись к традиционным сериалам про
доярок и золушек.
«Преступление» отличает от оригинального сериала
определенная ненавязчивость. Нет ощущения, что это калька, поданная в лоб. При
этом нет ощущения, что действо происходит в России. Режиссеру Максиму Василенко
удалось передать атмосферу некоей «заграничности»: квартиры-лофты, дома из
старого кирпича, стальные небеса и отсутствие приевшегося лубочно-матрёшечного
глянца.
Если сюжетную составляющую сериала еще можно отнести
к создателям европейского оригинала, то к актерской игре это сравнение не
подходит. И потому, глядя на, скажем, паническую реакцию героини Артемьевой,
узнавшей о смерти дочери, хочется ошеломленно сказать: оказывается, наши актеры
могут играть, и в российском кино не все так безнадёжно, был бы материал.