Алла Вербер является вице-президентом компании Mercury. Это самая крупная в России компания по розничной продаже предметов роскоши. Она работает в партнерстве с известными во всем мире фирмами, включая дома мод Dolce&Gabbana, Giorgio Armani, Prada и Gucci, ювелирные компании Tiffany и Bulgari, производителей роскошных автомобилей Lamborghini, Ferrari, Maserati и Bentley. В прошлом месяце Mercury открыла два первых в России магазина Ralph Lauren.
'Теперь здесь собрались все', - говорит Вербер.
'Здесь представлены все известные имена и основные торговые марки. В нашей стране были коммунистические принципы потребления, и всем приходилось быть одинаковыми. Сегодня у людей есть деньги, и есть безопасность. Они хотят покупать те прекрасные вещи, которых никогда не было у их родителей, дедушек и бабушек. Они хотят хорошо жить и тратить свои деньги'.
Российский рынок предметов роскоши занимает четвертое место в мире после США, Японии и Китая. Вместе с китайским он является важным источником процветания этой отрасли, которая стремится к расширению, переходя за пределы установившихся традиционных границ.
'Мы считаем, что Россия будет очень важным новым рынком данного сектора, - говорит Жак-Франк Доссин (Jacques-Franck Dossin), возглавляющий находящееся в Лондоне исследовательское подразделение предметов роскоши и косметики американского инвестиционного банка Goldman Sachs, - мы ожидаем, что на новых рынках, и в частности в России, будет отмечаться солидный и устойчивый рост. Мы полагаем, что в течение следующих пяти лет российский рынок вырастет, по меньшей мере, на 15 процентов'.
По словам Елены Кудозовой, директора Millionaire Fair (ярмарки для миллионеров) - ежегодно демонстрирующей предметы роскоши, вкусы покупателей в этой сфере также развиваются.
'Россиянам нужно самое лучшее, а самое лучшее почти всегда самое дорогое, - говорит она, - однако сейчас вкусы становятся все более утонченными, и наши партнеры стремятся это учесть'.
Организаторам первой 'ярмарки для миллионеров', которая прошла два года назад, с большим трудом удалось привлечь компании к участию, потому что они крайне настороженно относились к возможности подделки своих брэндов. Сегодня количество участников увеличилось в полтора раза, а число посетителей выросло с 21 тысячи в 2005 году до 38 тысяч год назад.
'Мы замечаем рост вкуса к действительно экстравагантным вещам, - говорит Кудозова, - в прошлом году одна компания выставила бутылочки для детского питания из золота. Мне это кажется совершенно возмутительным, однако спрос на них оказался неожиданно высоким. Когда мы только начинали, люди мечтали о 'мерседесах'. А в прошлом году все выстраивались в очередь, чтобы купить последние модели 'бугатти''.
Она также подметила еще одну новую тенденцию. Участники выставки предлагают ограниченные серии продуктов для российского рынка. В прошлом году флакон духов Guerlain единичного изготовления был выставлен за 35 тысяч евро. В этом году Volvo и General Motors планируют представить на выставке свои концепт-кары.
Россия не дает легких денег иностранным брэндам предметов роскоши. Чтобы снизить степень риска на этом рынке, который по-прежнему считается ненадежным, большая часть зарубежных компаний действует через представителей или совместно с российскими партнерами. А это снижает их доходы. Признаком роста доверия к российскому рынку стали действия фирм Chanel и Dior, которые, наряду с другими компаниями, выкупают доли своих партнеров в России, предпочитая действовать самостоятельно.