«Конверт», российский фильм ужасов режиссера
Владимира Маркова, стартовал на российских экранах. Создатели сняли ленту в
традициях мистических рассказов Эдгара По с философским подтекстом и вечно
актуальной идеей, что за все нужно платить.
Главный
герой водитель Игорь (Игорь Лизенгевич), живущий в современной Москве, получает
странный конверт, который он должен доставить по указанному адресу. С этого
момента на пути Игоря разворачиваются мистические события, связанные с его
прошлым.
Адресат
умер и ждет письма
«Конверт»
— режиссерский дебют монтажера Владимира Маркова и новый шаг российского кино в
попытке сделать не столько пугающую страшилку, но крепкое жанровое кино с
психологической глубиной и оригинальным сюжетом, достойным лучших картин
западных коллег.
Для
зрителя не секрет, что в России жанр отечественных хорроров приживается с
большим трудом. В советское время мистические триллеры и ужасы практически не
снимали, можно вспомнить штучный товар вроде «Вия» 1967 года или «Дикую охоту
короля Стаха».
В
наше время только режиссер Святослав Подгаевский («Пиковая дама: Черный обряд»,
«Невеста») относится к авторам, сумевшим добиться прибыльности ужастиков на
регулярной основе. Хотя все равно создатели в основном копируют голливудские
аналоги.
Даже
тех же «Невесту» и «Пиковую даму» сложно причислить к стопроцентно леденящим
страшилкам, но фильмы ужасов продолжают снимать все чаще из-за дешевизны и выносливости
жанра, в итоге множество идей нуждается в бюджетных ограничениях.
«Конверт»,
снятый за 84 миллионов рублей и собирающийся участвовать в программе
международного кинофестиваля в Брюсселе, это продюсерское кино, где главную
роль играет визуальное и звуковое сопровождение, а сюжетная линия отходит на
второй план.
Ужастик
Владимира Маркова удачно использует играющую на атмосферу музыку композитора
Сергея Штерна и операторскую работу Ирека Хартовича («Легенда № 17») с мрачной
картинкой, однако сюжет подается сумбурно, такое впечатление, что вменяемый
бюджет даже помешал авторам создать более цельную картину на экране.
Ужастик
без страха
«Конверт»
может похвастаться неплохой задумкой и проникновенными мыслями с
психологическим подтекстом про искупление грехов и право на второй шанс, но
чувствуется, что создателям явно не мешало бы сконцентрироваться на самой истории,
подавая ее достоверно.
Монтаж
картины выбирает вполне удачные ракурсы, фиксирующие внимание на героях, в
кадре царит атмосфера городской мистики, а ночные панорамы безжизненной Москвы
вызывают ощущение безысходности происходящего, напоминая российскую ленту
«Маршрут построен».
По
словам продюсера Константина Буслова, в «Конверте» сильна моральная
психологическая составляющая, а главный герой проходит череду жизненных
испытаний, чтобы стать лучше. Но обилие нестрашных клише топит сюжет в
беспорядочном и бессвязном хаосе.
Впрочем,
из переигрывающего актерского состава стоит выделить актрису Юлию Пересильд
(«Битва за Севастополь»), для которой участие в фильме ужасов стало
экспериментальным шагом. Юлия, отошедшая от своего привычного амплуа,
убедительна в своей роли.
Удачный
хоррор, даже если он не сильно страшный, всегда интересно смотреть. Но
«Конверт» будто сам не знает, чего он хочет, в нем присутствует злободневность
поднятых тем, но нет эмоционального вовлечения и чувства, что ужас затаился
близко.
Нельзя
забывать, что зритель вырос из традиционных способов запугивания и нуждается в
более оригинальных идеях, а сам жанр ужасов претерпел изменения и в наше время зрителей
больше пугает информационное будущее, как заметно по сериалу «Черное зеркало».
«Конверт»
— лишь маленький шаг для российского жанра ужасов, который нуждается в смелости
идей и крепкой режиссуре. Хотя картина способна заинтриговать сюжетными
поворотами и игрой Пересильд, «Конверт» в итоге получился одноразовой и
необязательной для просмотра страшилкой.