Казахстан выбрал один из самых верных видов политического транзита: от президентской республики, столь необходимой на первых этапах становления государственности, к новой политической формации - президентско-парламентской республике. Так, победившие на выборах в Мажилис политические партии будут согласованно выдвигать кандидатуру премьер-министра, а страна получит правительство, ответственное перед парламентом. Кроме того, в новом политическом дизайне резко вырастает роль верхней палаты Парламента. Сенат получает полномочия выполнения функций всего Парламента в случае роспуска Мажилиса, являясь страховочным контуром государства - так называемой блюстительной властью. По сути, он становится авторитетным коллегиальным органом, отвечающим за преемственность власти.
Но любая модель политического транзита может быть устойчивой лишь в том случае, если в ее рамках будет осуществлен принцип разделения власти и управления. Т.е. будут обеспечены механизмы ответственности правительства перед парламентом, при сохранении верховного качества президентской власти. Необходимо поднять верховную власть над борьбой социально-экономических курсов, чтобы обеспечить ее устойчивость. Тогда тем, кто требует смены экономической политики, не придется думать о революциях.
У ведущей центрально-азиатской республики давно сформировался собственный путь развития: он имеет эволюционный характер и лишен каких-либо прямых заимствований чужих моделей. Казахстанские эксперты и юристы дотошно сравнивали модели конституционного развития стран Европы (в частности, Франции) и Юго-Восточной Азии (особенно, Малайзии), скрупулезно просеивали все варианты политического транзита, которые происходят сейчас в мире. В подготовке поправок в Конституцию ключевую роль сыграла Государственная комиссия по демократизации при президенте Казахстана. 80% сформировалось именно в ее недрах, остальные - появились в ходе обсуждения в парламенте. Многие изменения в Конституции были сделаны с подачи оппозиции и разнообразных влиятельных групп, действующих в Казахстане. Это очень хороший показатель, характеризующий уровень внутриэлитного консенсуса в республике. Мы идем своим собственным, казахстанским путем развития, - заявил президент Назарбаев. - Изучая и анализируя мировую практику, мы выбрали эволюционный путь. Мы против форсированного внедрения демократии, тем более извне. Мы никого не пытаемся копировать, а делаем то, что нужно нашей стране и нашему народу. И у нас это получается.
Нурсултан Назарбаев мог позволить себе, не спеша, модернизировать политическую систему своей страны на десятилетия вперед. Президент за время своего правления сделал самое главное: воспитал ответственную политическую элиту Казахстана. За прошедшее десятилетие в стране вырос новый политический класс, который уже способен формировать не декоративный, а работающий Парламент. Система аварийного властвования уже исполнила свою роль. Пришло время перейти от режима ручного президентского управления к более демократичной и институционально-устойчивой форме правления - партийно-парламентской.