Хотелось бы обратить внимание и на перспективы Армянской революционной федерации. Эта партия внесла достойный вклад в завоевания карабахского движения, сохраняет позиции и влияние в традиционных странах дальнего зарубежья среди многочисленных армянских общин и пытается восстановить свои позиции на постсоветском пространстве, включая Россию. Похоже, этой партии удастся все-таки получить около 10 процентов голосов избирателей и иметь свою фракцию в будущем парламенте. Скорей всего, дашнаки поддержат кандидатуру лидера Республиканской партии Сержа Саркисяна на президентских выборах и стратегических курс, ориентированный на Россию.
Относительно перспектив развития российско-армянского стратегического партнерства, нельзя не заметить, что современный геополитический расклад сил на Кавказе складывается преимущественно не в пользу Армении и России. США, Европа и Турция уверенно прокладывают путь НАТО в Центральную Азию - через Грузию и Азербайджан. Реализация каспийских нефтегазовых и трубопроводных проектов Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Айдзерун, а также строительство железнодорожных и автомобильных магистралей, минующих Армению, делают этот регион объектом повышенного внимания и, вероятно, радикальным геополитическим экспериментом Запада.
Долгосрочное вхождение США и их союзников в Закавказье определяется не только потребностью освоения энергетических запасов Каспийского бассейна и стратегического сырья Центральной Азии, но и необходимостью контроля над важнейшими регионами и коммуникациями, давления на нефтеносный Иран и вытеснения России из зон традиционного присутствия. К большому сожалению, православная Грузия превращается в район стратегического транзита западных инициатив и геополитики на Кавказ и в Центральную Азию. Следовательно, борьба за Армению становится средством контроля в Закавказье и определенного давления на малую Азию.
Поэтому вопрос, кто придет на смену администрации Роберта Кочаряна, в равной степени волнует как Запад, так и Россию.
Для нас наиболее приемлемой кандидатурой остается глава оборонного ведомства и секретарь Совета Безопасности Армении Серж Саркисян, прошедший все этапы формирования государственного деятеля, занимавший ключевые должности в силовых структурах Нагорного Карабаха и Армении, достаточно полно владеющий ситуацией в стране, и наладивший прочные деловые отношения с российскими коллегами. Все это объективно должно способствовать укреплению стратегического партнерства.
Относительно кандидатур, предпочтительных для Запада. Единого оппозиционного блока на сегодня в Армении нет, но это вовсе не означает, что на предстоящих президентских выборах не будет подводных камней. Наиболее серьезным кандидатом, на мой взгляд, на Западе рассматривается Вардан Осканян, все эти годы возглавлявший внешнеполитическое ведомство Армении.