Utopia Pictures и Future Shorts Russia представляют долгожданную программу короткометражных фаворитов Американской киноакадемии, номинированных на премию «Оскар 2016».
Нежный ромком в большом городе, пронзительное сказание о дружбе во время войны и драма о чуде рождения под огнем, религиозный анекдот на минном поле и триллер на семейную тему — пять маленьких шедевров с Востока и Запада, претендующих на главную кинонаграду планеты – премию «Оскар».
Вас ждет потрясающе эмоциональное путешествие по горячим странам, где затертые слова — любовь, дружба, достоинство — обретают первозданную остроту. Только кино высшего класса, получившее международное признание.
ТОЛЬКО В КИНО С 25 ФЕВРАЛЯ
«Оскар» — самая популярная кинопремия планеты, хотя стать её обладателем за пределами США не так-то просто. Тут везет избранным счастливчикам — тем, кто попадает в номинацию за лучший фильм на иностранном языке. И тем, кто достигает вершин мастерства в малой форме — короткометражном кино. Среди претендентов на «Оскар» за лучшую игровую короткометражку — фильмы из Палестины, Косово, Великобритании, Германии, Австрии и только один — из США.
В этом году программы оскароносных короткометражек выйдут в кинотеатрах по всей России уже в 4-й раз двумя подборками — игровой и анимационной.
АВЕ МАРИЯ
Режиссер Базиль Халил, Палестина — Франция, 2015, 15 минут
Западный берег реки Иордан. Среди нерасположенных к визитам пустынных песков, из которых то и дело торчат знаки «Осторожно! Мины!», расположился христианский монастырь, пятеро обитательниц которого соблюдают обет молчания. Но тишину и покой нарушает неожиданное вторжение: автомобиль ортодоксальной еврейской семьи, торопящейся домой к началу шаббата, врезается в статую Девы Марии. Глава семейства в панике — «что же делать, мы на опасной арабской земле!», вздорная старуха-мать ворчит и беспрестанно подкалывает невестку — таких гостей врагу не пожелаешь. Однако мудрость и выдержка (ну и неназойливое вмешательство Богоматери) помогут найти выход из любой ситуации...
В мае эта смелая, потешающаяся над запретными догмами комедия молодого палестинского режиссера Базила Халила участвовала в короткометражном конкурсе Каннского фестиваля — после чего стала нарасхват по всему миру. Что естественно: в ней есть свежий взгляд, провокационность, остроумие и безусловная вера в доброе начало человека. Даже если вокруг мины, и мир на Ближнем Востоке всё ещё остается мечтой.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Режиссер Генри Хьюз, США, 2014, 15 минут
Для Феды это первый день в ограниченном контингенте американских войск в Афганистане: девушка работает переводчиком, и её служба без всякого преувеличения опасна и трудна — переводить приходится во время антитеррористических рейдов, с ежеминутным риском попасть под обстрел. Визит в первую же горную деревушку приводит к поимке врага — в глиняной хижине обнаружены бомбы. Но успешная операция затягивается: у жены предполагаемого террориста наступают роды, под угрозой жизнь матери и ребенка, и в этой ситуации только Феда может принять судьбоносное решение...
Автор этого фильма Генри Хьюз — сын военных, провел всё детство и юность на американских армейских базах, а в 2009-м уже сам служил десантником в Афганистане. Его обжигающий дебют основан на реальном случае с афганской переводчицей. Американская киноакадемия не смогла устоять перед достоверностью картины. Сила — в правде.
ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО
Режиссер Патрик Вольрат, Германия – Австрия, 2015, 30 минут
Родители восьмилетней малышки Леа в разводе. У матери — новая семья. «Позвони, если возникнут проблемы», — говорит она дочке, отправляя ее провести воскресный день с отцом. Дежурная фраза, перестраховка — ну какие проблемы тут могут возникнуть? Михаэль обожает дочь, каждая минута, проведеная с ней, для него — счастье. Он готов баловать ребенка, как может. Но в это воскресенье он готов и к более решительному шагу — и за то, что всё будет хорошо, поручиться не сможет уже никто...
Слава этого фильма началась с премьеры в каннской программе «Неделя критики», ориентированной на лучшие дебюты. 30-летний немец Патрик Вольрат учился режиссуре в Вене у великого Михаэля Ханеке и унаследовал от мастера умение насыщать самые бытовые кадры тревогой. Напряжение возникает с первых, еще безоблачных секунд этого фильма, рассказывающего драматическую семейную историю как триллер. Нащумевшая короткометражка побывала на 20 международных фестивалях — попадание в оскаровский пул выглядит закономерным итогом этого кругосветного путешествия.
ДРУГ
Режиссер Жами Доног, Великобритания — Косово, 2015, 21 минута
Петрит и Оки — неразлучные друзья, живущие в Косово во время войны, развязанной сербскими противниками независимости республики. Петрит, невзирая на комендантский час и одолжив у друга велосипед, приторговывает папиросной бумагой – сербские солдаты любят покурить. Но справедливыми они быть не любят – и очень скоро и мальчишеский бизнес, и мальчишеские жизни — не говоря о дружбе – оказываются под угрозой...
Вынесенное в заглавие албанское слово «друг», shok, созвучно нашему «шоку». И эта картина действительно может шокировать – той бескомпромиссностью, с которой создает портрет детства в бесчеловечных условиях. А еще это сильная историческая драма, не позволяющая забыть о до сих пор окончательно неразрешенном межнациональном конфликте. Остаться равнодушным во время просмотра физически невозможно.
ЗАИКА
Режиссер Бенджамин Клири, Великобритания – Ирландия, 2015, 12 минут
Для Мэтью любой контакт с миром, включая такую простую вещь, как звонок в телефонную компанию, предельно труден: Мэтью страшно заикается. И всё его общение с противоположным полом ограничивается онлайн-чатами. Вот уже полгода он потчует свою интернет-подружку обещанием встретиться «в реале» — но решиться на такое у парня нет сил. Однажды девушка ставит его перед фактом: завтра я в Лондоне; отступать некуда. Сумеет ли Мэтью победить свой самый главный страх? И что за сюрприз ожидает его?
Эта романтическая любовная история — самый милый претендент на «короткометражный» «Оскар», настоящее кино хорошего настроения, снятое с чисто британской джентльменской элегантностью. Когда говорит сердце, не важно, насколько хорошо подвешен твой язык.