Международный интерес к русскому искусству возник в 1985 г., когда к власти в Кремле пришел Михаил Горбачев. Но в годы правления Бориса Ельцина центральное место заняли мафия и убийства, а не искусство и культура. В 1994 г. правительство Ельцина ликвидировало две крупные московские художественные мастерские, тем самым, фактически закрыв художественный мир страны.
Вновь его открывают олигархи. Первыми в их ряду стоят такие хорошо известные личности, как изгнанный нефтяной магнат Борис Березовский и Виктор Вексельберг, купивший в 2004 г. полную коллекцию пасхальных яиц Фаберже ни много ни мало за 90 млн. долларов. Но, помимо них, предметы отечественного искусства активно скупает множество неизвестных покупателей - 80 процентов лотов 'русских' аукционов покупают сами россияне. 'Явно ощущается, что богатые русские хотят вновь обрести свое наследие', - говорит известный коллекционер Пьер Броше (Pierre Brochet).
На продажу выставлено множество богатых образцов этого наследия. Миниатюры Фаберже, костюмы русского балета, советский пропагандистский фарфор - все это расходится по рекордным ценам. За последние пять лет средняя стоимость русской картины выросла в пять раз. Рост настолько стремителен, что за ним не успевают даже эксперты 'Сотбис'. На аукционе во вторник несколько предметов ушло с молотка по цене, которая в шесть раз превысила прогнозировавшуюся.
В связи с этим закономерно возникает вопрос: не будет ли плачевным финал этого бума, как случалось уже не раз? Не исключено. В результате краха рынка искусства в 1980-е годы, когда с него неожиданно ушли японские покупатели, работы ведущих импрессионистов потеряли половину стоимости. Но эксперты, представляющие, в частности, 'Сотбис', считают, что русский бум продлится долго - отчасти благодаря тому, что история культуры и искусства этой страны столь богата, и тому, что стремление вернуть утраченные ценности вряд ли скоро пройдет. Покупая царские пасхальные яйца, Вексельберг говорил: 'Это возможность вернуть моей стране одно из ее самых почитаемых сокровищ'. Другие российские нувориши хотят, чтобы работы легендарных художников, висящие у них на стенах, подчеркивали их статус. Этим они напоминают таких американских промышленников начала ХХ века, как Фрики и Карнеги, которые собирали старых мастеров. Наконец, кто-то просто считает предметы русского искусства отличной инвестицией, поскольку их стоимость постоянно увеличивается. 'Это не мыльный пузырь', - говорит Викери. Недавно аукционный дом вложил деньги в открытие постоянного филиала в Москве.