Новости / Курьезы / Зарубежные СМИ: российское кино завоевывает прокат
У касс киноцентра
Зарубежные СМИ: российское кино завоевывает прокат
The Hollywood Reporter,США. Ник Холдсворт(Nick Holdsworth)
В этом году доходы от кинопроката в России должны взять планку в полмиллиарда долларов, и треть этой суммы придется на долю отечественной продукции. Чтобы понять значение этого события, приведем такой факт: в 2001 г. из общих кассовых сборов в 65 миллионов долларов российским кинематографистам досталось лишь 2 миллиона. Бума в российской киноиндустрии пришлось ждать долго: сначала надо было оправиться после спада 1990-х, когда казалось, что она уже не встанет на ноги.
Как это ни парадоксально, столь необходимым импульсом для российского кино стал крах сложившейся в те времена модели, когда телевидение вкладывало средства главным образом в приобретение иностранной продукции. Финансовый кризис в августе 1998 г., когда рубль подешевел по отношению к доллару сразу в четыре раза, положил конец "пакетным" закупкам голливудских фильмов и американских телесериалов вроде мыльной оперы "Санта-Барбара" ("Santa Barbara") или "Скорой помощи" ("ER"), которые тогда преобладали на телеэкранах.
REGNUM
Первые жертвы жары 2007 года - в Тамбове
Крым становится кладбищем "фашистских прихвостней"
Как москальские душегубы украинцев убивали?
Вынужденные обходиться более дешевой отечественной продукцией, телевизионные боссы привлекли к работе легион простаивающих кинематографистов, - режиссеров, техников, актеров - и возрождение российской киноиндустрии началось.
Для тех, кто мечтал о режиссерской или продюсерской карьере, эта перемена ветра стала нежданным подарком судьбы.
Тимур Бекмамбетов, поставивший два российских мегахита, - "Ночной дозор" 2004 г. и "Дневной дозор" 2006 г. - вообще не был профессиональным режиссером: он просто "переквалифицировался" в автора телевизионных рекламных роликов.
Бекмамбетов - сейчас он снимает в Праге триллер "В розыске" ("Wanted") с участием таких востребованных голливудских актеров, как обладатели "Оскара" Морган Фримен и Анджелина Джоли, а также стремительно восходящая звезда, британец Джеймс Макэвой (James McAvoy) (в 2006 г. он снялся в "Последнем короле Шотландии" ("The Last King of Scotland"), а затем в "Первом блюде на десять человек" ("Starter for Ten"), вышедшем в прокат в феврале) - с нежностью вспоминает времена, когда нарождающаяся новая киноиндустрия в России не была скована правилами и ограничениями.
"Я вырос в Гурьеве - это городок в Казахстане, расположенный прямо на географической границе Европы и Азии, - рассказывает он. - Потом, когда я жил в Москве в безумные девяностые, - в те времена было достаточно объявить себя банкиром, бандитом или кинорежиссером, чтобы и вправду им стать - всем приходилось снова и снова пересекать границы и брать барьеры, о которых большинство людей в более стабильном обществе и понятия не имеют. Кто-то не смог избавиться от советской психологии, и утонул в стремительном и опасном потоке времени; другие просто нашли новое применение своим способностям".
Призванные под знамена отчаявшимися телебоссами, Бекмамбетов и множество других талантливых людей занялись съемками телефильмов, и - хотя в то время это мало кто замечал - российская киноиндустрия начала набирать обороты.
Цифры говорят сами за себя: в 2001 г. российские продюсеры, сделав 39 фильмов, собрали те самые пресловутые 2 миллиона из 65; к 2003 г. доля 40 вышедших в прокат российских фильмов составила 8,3 миллиона долларов из 190 миллионов общих кассовых сборов. По настоящему ситуация начала меняться в 2004 г., когда 51 отечественная картина собрала 32,5 миллиона долларов из 268. К прошлому году 59 российских фильмов получили 117 миллионов из общих доходов от проката в 455 миллионов долларов: их доля на рынке достигла 25,7%.
Если бы хоть один российский фильм немного приблизился по сборам к самой популярной картине года - "Дневному дозору", этот показатель был бы еще выше, отмечает Александр Семенов, издатель влиятельного отраслевого журнала "Кинобизнес сегодня".
"Фильм Бекмамбетова - второй из цикла "Дозоров" - в одиночку собрал почти 35 миллионов долларов, и в первых двух кварталах 2006 г. эта цифра - плюс доходы от других отечественных фильмов - превышала 45% от общих кассовых сборов, - поясняет Семенов. - Хотя после выпуска "летних" голливудских блокбастеров ситуация изменилась, эти данные говорят о реальном возвращении российского кино на рынок, где общие сборы к концу 2007 г. составят от 500 до 520 миллионов долларов.
REGNUM
Первые жертвы жары 2007 года - в Тамбове
Крым становится кладбищем "фашистских прихвостней"
Как москальские душегубы украинцев убивали?
Данные о картинах, возглавлявших киночарты с 1 декабря 2006 по 25 февраля 2007 г., показывают, насколько усилились позиции российской продукции. 28 декабря в прокат одновременно вышли три фильма - российские "Волкодав" в жанре исторической "фэнтези" и комедия "Жара", а также голливудская "Ночь в музее". Они тут же заняли первые три места и продержались во главе списка несколько недель.
Из этой троицы "Музею" досталась "бронза" - он шел в 455 кинозалах в самый урожайный период праздничных каникул, и собрал 12,9 миллионов долларов.
Хотя приведенные цифровые показатели выглядят очень неплохо, и несомненно свидетельствуют о потенциале российской киноиндустрии, Семенов делает ту же оговорку, что и многие другие московские эксперты, предостерегая от чрезмерного оптимизма в отношении отечественной продукции. "Фильмов в России снимается все больше, но в прокат их выходит все меньше", - отмечает он. И действительно, из примерно 200 российских фильмов, законченных в 2006 г., до экрана добрались только 59 - для сравнения, в 2005 г. фильмов было снято меньше, но в прокате их было 62.
Отчасти это связано с ограниченным количеством кинотеатров в стране - прокатчикам российских и голливудских фильмов приходится бороться за современные кинозалы, которых на всю Россию насчитывается 1100, и отечественные картины, несмотря на зрительский спрос, сталкиваются с жесткой конкуренцией со стороны иностранного кинематографа.
Признавая, что далеко не каждый российский фильм может стать блокбастером вроде "Дозоров", Семенов тем не менее призывает отечественных кинематографистов действовать по образцу их продюсеров - Константина Эрнста и Анатолия Максимова. "У этих ребят хороший вкус, и они работают на телевидении, поэтому им хорошо известны социальные предпочтения и коммерческие тенденции, и они понимают, какой фильм может принести настоящий успех, - объясняет он. - Это может быть картина любого жанра, но они сделают ее именно так, чтобы публике она понравилась".
Семенов рассказывает, что один из новых крупных проектов этого продюсерского дуэта - сиквел советского культового фильма "Ирония судьбы, или с легким паром", снятого в 1970-х - задуман не как римейк, но как совершенно новая картина, сохраняющая при этом "энергетику и очарование оригинала". Однако, подобно вдохновившей его классической ленте, этот фильм вряд ли привлечет такое же внимание за рубежом, как "Дозоры" - и в этом заключается еще один фактор, ограничивающий потенциальные прибыли российского кино.
Взять хотя бы непритязательную комедию-фарс "Любовь-морковь", вышедшую в прокат в апреле и показавшую очень хорошие результаты - за первую неделю она собрала солидную сумму в 6 миллионов долларов, уступив лишь французскому "Такси-4" ("Taxi 4"), где в роли сценариста и продюсера выступил Люк Бессон (он за тот же период принес 8 миллионов). Однако, помимо продажи видеокассет, DVD и прав на телетрансляцию, этим сборы подобного фильма и ограничатся - у него практически нет шансов "сделать кассу" за рубежом.
"Нынешние российские картины прокатываются очень хорошо, - отмечает Семенов. - Но это не "фестивальное" кино, и завоевать иностранные рынки они тоже не способны. К примеру, в Америке такой фильм, как "Любовь-морковь" проходил бы по категории B, но в России он попал в категорию A, потому что там снимались популярнейшие отечественные звезды".
Один новый проект, правда, способен привлечь зарубежную аудиторию: речь идет о картине "Транзит" ("In Tranzit"), снятой петербургской компанией Thema Productions. В этой англоязычной военной драме - она будет показана на кинорынке Каннского фестиваля - участвуют иностранные актеры, в том числе сам Джон Малкович.
Тем не менее Армен Дишдишян, президент "Централ Партнершип Sales House" -- фирмы, созданной недавно в составе группы "Централ Партнершип" - разделяет мнение о том, что с точки зрения проката за пределами страны российское кинопроизводство делает только первые шаги. "Наши продюсеры пока даже не включают доходы за рубежом в общий прогноз ожидаемых прибылей. Мы правда, намерены с будущего года делать подобные расчеты для соответствующих проектов", - поясняет он.
Впрочем, продюсер "Дневного дозора" Максимов нисколько не сомневается в способности российского кино привлечь интерес зарубежной аудитории. Имея в активе фильм, собравший в прошлом году почти 35 миллионов долларов на родине, и вышедший в мировой прокат, - его премьерный показ состоялся в феврале на Берлинском международном кинофестивале, а весной и летом "Дозор" пройдет в Европе и по всему миру - Максимов и его партнер Эрнст выстраивают в боевой порядок новые проекты, готовясь к штурму российской, и, как они рассчитывают, зарубежной "кассы".
"У нас есть целый ряд проектов в самых разных жанрах - комедии, исторические фильмы, боевики - которые должны понравиться российскому зрителю, и, будем надеяться, имеют неплохой потенциал в международном плане", рассказывает Максимов.
Хотя "Сумеречный дозор" - третью, англоязычную серию цикла - продюсируют уже не Эрнст с Максимовым, ставить ее будет Бекмамбетов; поэтому многие считают, что сиквел должен повторить международный успех своих предшественников.
Если это случится, бум в российской киноиндустрии в обозримом будущем точно не сменится новой "спячкой".