Картина Алексея Учителя «Матильда» про любовные интрижки
последнего русского императора имела все шансы пройти в прокате незаметно,
однако случились нападки депутата Госдумы Натальи Поклонской и православных
активистов, о фильме заговорила вся страна. В итоге лента вышла в широкий
прокат на 2,2 тысячах экранов и в первый день заработала 39 миллионов рублей.
Конец XIX века. Наследник русского престола Николай II ждет
приезда в Россию будущей супруги Аликс. Наслаждаясь свободным временем, Ники
посещает императорский театр, где видит польскую балерину Матильду и ее
случайно оголившеюся во время танца грудь. Ники моментально влюбляется в
красавицу и у них вспыхивает бурный роман, о котором сразу становится известно
всему императорскому двору. В этот момент умирает Александр III и Николай II
вынужден жениться на Аликс, отказавшись от связи с танцовщицей.
Любовь и крушение империи
В интернете можно найти множество шуток с предложением
нанять Наталью Поклонскую на должность PR-директора фильма. Действительно, если
бы шумихи вокруг картины Алексея Учителя не было, «Матильда» прошла бы в
прокате практически незаметно. Однако после скандала даже без рекламы на
ведущих каналах о фильме сейчас говорят все вокруг.
Стремление некоторых активистов защитить царя Николая II от
негативного образа на экране привело к тому, что «Матильда» стало событием года
еще задолго до премьеры. Однако в сторону общественную реакцию. Давайте говорить
о самом кино. Теперь, когда часы пробили полночь, выяснилось, что карета на
самом деле оказалась тыквой.
Тут не дело в необоснованных нападках Поклонской: художник
действительно вправе делать, что захочет. Любое авторское осмысление
художественного текста или исторического события может быть перпендикулярно
первоисточнику. И если бы вместо польской танцовщицы Николай II крутил любовный
роман с трехгрудой марсианской инопланетянкой, — это тоже имело право на
существование.
Другое дело, что любое произведение искусства нельзя
оценивать по принципу «не смотрел, но осуждаю». Сторонникам госпожи Поклонской
лучше всего в данном случае все-таки купить билет в кино. Ничего
провокационного и скандального в «Матильде» они не увидят. Это довольно
стандартная историческая мелодрама с хорошими актерами о жизни царской семьи,
где создатели «растеклись по древу», не сумев сказать самого главного.
Вопрос, ставший краеугольным камнем в этой истории — как
было на самом деле. Одни отстаивали теорию, что роман между последним царем и
балериной лежал исключительно в платонической плоскости. Другие утверждают, что
если бы не свадьба на Александре Федоровне, не было страшной Ходынки, революции
и гибели царской семьи.
Алексей Учитель в своем фильме интересуется вещами судьбы
императорский семьи больше, чем самой любовью. Его «Матильда» сочетает в себе
сентиментальность «Адмирала» и патриотический пафос «Солнечного удара» Никиты
Михалкова — тоже истории любви на фоне крушения государства.
Придуманный царь
Один из любимых образов фильмов Учителя — паровоз. Вот и в
«Матильде» он несется по бескрайним зимним просторам России, пока не
сталкивается с застрявшей на путях повозкой. После столкновения Николай II
теряется, не знает как себя вести. Его отец Александр III наоборот, буквально в
одиночку спасает всю семью ценой собственного здоровья.
Таких эпизодов в картине несколько, когда Ники предпочитает
судьбе империи обычные человеческие вещи. Ночью он не вылезает из кровати
сексуальной балерины, а днем изучает синематограф. Ники не готов принимать
взрослые решения, но отец, сжимая кулак, учит его управлять Россией жестко. На
деле в фильме не находится месту ни большой любви, ни историческому размышлению
о судьбе дома Романовых.
К слову, формально за честь Николая II переживать не стоит.
Любви с польской красавицей он все равно предпочтет матушку-Россию. Другое
дело, что даже в таком виде это отлично сыгранное (актеры не виноваты) кино
спокойно осталось незамеченным, если бы не поднятый вокруг шум.
Скучно становится в тот момент, когда переплетение вымыслов
выходит из-под режиссерского контроля. Когда графа Воронцова в исполнении
Козловского начинают пытать и топить в специальном аппарате, кажется, что
вот-вот начнешь смотреть русскую версию «Лекарства от здоровья». Но уже через
несколько минут весь оккультизм улетучивается и на смену мистики приходит
размышление на извечную тему, что хорошее дело — браком не назовешь.
В целом, фильм достоин внимания, хотя бы тем, что он стал
знаковым для российского кино. Алексей Учитель упустил уникальный случай
сделать из Николая II живого, страдающего, любящего человека со своими страхами
и ошибками. Увы, для многих после просмотра «Матильды» он так и останется «святым
Императором», которого нужно с пеной у рта защищать, потому что бывший прокурор
утверждает, что его бюст вдруг замироточил.