Первый канал начал показ очередного байопика к юбилею знаменитости. На этот раз увлекают превратности судьбы в сериале Константина Максимова «Маргарита Назарова». Это история легендарной советской дрессировщицы, звезды фильма «Полосатый рейс».
Что такое звезда? Это когда сам генсек Хрущев сравнивает тебя с Марлен Дитрих и собственноручно кидает букет на арену цирка. А потом ухаживает за тобой на банкете, вызывая яростную ревность твоего мужчины.
Это когда ты уже состарилась, а о тебе говорят: — И для кого это все? — Для единственной и неповторимой. — Для Пугачевой? — Нет. Для Назаровой. — А! «Полосатый рейс»!
Советский цирк: Юрий Никулин, Карандаш, Дуровы, Запашные, Кантемировы. И Маргарита Назарова (Ольга Погодина) — первая женщина, зашедшая в клетку к тиграм, отважная укротительница свирепых кошек. Жизнь цирка показана и снаружи — овации и автографы, и изнутри — смерть тигра Амура, оплакивание дрессировщиком своего друга за бутылкой водки в заштатной забегаловке.
Сериал «Маргарита Назарова» построен на внезапных виражах сюжета. Ее судьба развивалась по крутому непредсказуемому сценарию. Героиню всю жизнь бросало из огня да в полымя, счастья и горя было поровну. Не позволяет оторваться от экрана еще и ожидание: каким же человек подойдет к своему финалу, счастливым или несчастным?
Ехала с семьей на телеге и беспечно смеялась — а через час была схвачена немцами, втиснута в их грузовик и отправлена в плен. Укрываясь среди развалин, под грохот канонады вошедших в Гамбург наших, встретилась наконец-то с единственной подругой Катей — и держала на руках ее простреленное тело. Мечтала о плейбое Константине Константиновском, не надеясь даже на его взгляд, — и счастливо задыхалась в его ненасытных объятьях. Слышала сплетни и оскорбления завистников — и в одночасье получила имидж неприступной красавицы. Пласталась то с метлой, то с кастрюлями — и вот уже звезда кинематографа.
В общем-то, сериал содержит намеки на звездный путь с самого начала. Другое дело, насколько тернист будет этот путь. Маленькая Рита играет с медвежонком, пойманным в лесу и посаженным на веревку во дворе дома. «Ты его еще на велосипеде научи, будет у нас с матерью к старости кусок хлеба!» — шутит отец. Так и протанцевала она в обнимку с медведем, пока не началась война. Звери мелькают в кадре постоянно, для того чтобы подчеркнуть способность к контакту с ними пока еще безвестной Марго. Главные в ее судьбе люди, заметившие это, — дрессировщики Борис Эдер (Николай Добрынин) и Константин Константиновский (Андрей Чернышов). Один станет ее ангелом-хранителем, другой мужем. Лирические сцены в клетке с тиграми во время репетиции — это, конечно, перебор, зато артисты сами исполнили рискованные трюки.
Почему же в старости она, злобная, косматая, полоумная, не пускает на порог торжественную делегацию с подарками к ее юбилею? Почему, глядя на кассету с «Полосатым рейсом», цедит сквозь зубы: «Ненавижу этот фильм»? Ответы содержатся в 16-сериях байопика.
Вообще, это в тренде, прослеживать путь от безвестности к славе и обратно, то есть, подержав героя на высшей точке его жизненной траектории, низвергнуть в одинокую постыдную старость. Чем слаще слава, тем горше расплата. А звери — это так, антураж. В фильме показано, как зрители умиляются надругательству над свободой. Они развлекаются зрелищами диких животных, запертых в тесных клетках зоопарка, или независимых тигров, вынужденных покоряться кнуту дрессировщика. Возможно, в подсознании у них сидит злорадство: не все ж человеку плясать под жестокую дудку судьбы. Пусть звери тоже попляшут.