Финальная часть новой
трилогии про мутантов, в которой режиссер Брайан Сингер попытался логично
закольцевать две истории, устроив конец света.
После
событий «Дни минувшего будущего» прошло десять лет. Группа неизвестных людей
раскапывает в Каире гробницу, в которой более трех тысяч лет томится самый
первый мутант на Земле по имени Апокалипсис (Оскар Айзек). После своего
пробуждения сверхмутант мечтает отомстить человечеству и уничтожить весь мир.
Апокалипсису помогают четыре всадника, которых
он набрал из числа сильнейших мутантов. Одним из последователей становится
Магнето (Майкл Фассбендер), которого после убийства семьи лишили шанса на
мирную жизнь в Польше.
Противостоять
Апокалипсису и концу света будет команда доктора Чарльза Ксавье (Джеймс
Макэвой), состоящей из легендарной женщины-хамелеона Мистик (Дженнифер
Лоуренс), Ртути (Эванс Питерс), Хэнка (Николас Холт), а также Циклопа (Тай
Шеридан), телепатки Джин Грей (Софи Тернер), а также других новичков академии.
Непонятно
почему, но американская пресса разругала новых «Людей Икс» в пух и прах. В
основном режиссеру Брайану Сингеру ставят в вину, что картина скроена по
традиционному и предсказуемому лекалу. Эта его олдскульность — и есть главная
фишка картины.
Вышедшая
в начале 2000-ых первая серия франшизы про людей-мутантов возродила
популярность у зрителей к несправедливо забытому жанру кинокомикса. Пока эти 16
лет вселенная «Люди Икс» расширялась еще на пять фильмов, две отдельных картины
про самого популярного героя Росомаху, Кристофер Нолан своим «Темный рыцарем» и
«Мстители» навсегда изменили жанр.
Отныне сепергерои стали
не просто людьми со сверхспособностями, но заменили зрителю мессию — спасителей
человечества. Герои комиксов сегодня — те же самые боги, кем были для Древней
Греции Аполлон, Афродита, Гермес или Арес. Массовая культура окончательно
погрузилась в эпоху язычества.
«Люди
Икс» в этой системе координат выглядят «своими среди чужих и чужими среди
своих». С одной стороны простая и тривиальная концепция, что плохие герои
сражаются с хорошими: в каждой серии злодей сколачивает группу для
осуществления своих коварных замыслов, а бравый отряд неизменно дает им отпор.
Однако прелесть «Людей Икс» в их глубоком двойном смысле. Это, в конце концов,
история о толерантности, дискриминации и расизме. Главный посыл всей истории
легко укладывается в парадигму «Я — чужой». Люди, не похожие на тебя, тоже
люди, просто нужно суметь принять это.
Чтобы
оценить «Апокалипсис» объективно, его надо рассматривать, опираясь на
предыдущие картины. Идти на новые «Люди Икс» — все равно, что начать смотреть сериал
«Санта-Барбара» с 2547 серии. Брайан Сингер сделал из финальной серии новой
трилогии картину, состоящую из множества кусочков, которые лишь на первый
взгляд кажутся бессвязными. Но вместе они образуют некий паззл, логично
связывающий старую и новую трилогию.
Немецкий
режиссер отдал мутантам 16 лет своей жизни и за это время они стали ему как
родные. Это чувствуется в каждом кадре «Апокалипсиса». Для Сингера интересна не
судьба человечества и мира, а взаимоотношений главных друзей-соратников и
антагонистов — доктора Ксавьера и Магнето. Поэтому в ключевых сценах режиссер
переключает эмоциональный регистр, заставляя зрителя следить не за
злодеем-тираном Апокалипсисом, а за тем, станет ли Магнето наконец-то на
сторону добра и спасет друзей.
Впрочем,
понять, что происходит в фильме, не посмотрев предыдущие серии франшизы,
практически невозможно. Уж слишком сильно «Люди Икс» заточены на фанатов. Даже если
картина у вас вызовет чувство раздражения из-за своей прямолинейности (что
очень возможно), нужно помнить, что главные роли в ней играют лучшие молодые
актеры современности. От Майкла Фассбендера, Джеймса Макэвоя, Дженнифер Лоуренс
и Оскара Айзека невозможно отвести глаз. Пусть даже если их персонажи наделены
сверхчеловеческими способностями, умея управлять металлом и превращаться в
синие существа. Не всегда те, кто нравятся, похожи на нас.