Более тысячи человек внезапно оказались в бескрайнем океане
— и только 317 спаслись. Остальных сожрали сотни акул… Режиссер ряда
серий проекта «Остаться в живых» Марио Ван Пиблз представил публике «Крейсер» —
биографическую военную драму с хоррор-элементами.
Кинолента повествует о реальной истории американского
крейсера USS Indianapolis, затонувшего 30 июля 1945 года после атаки подводной
лодки Императорского флота Японии. Инцидент официально вошел в историю ВМС США как наиболее массовая гибель личного состава — в глубинах сгинули 883 человека,
значительную часть из которых действительно съели акулы.
Командует кораблем бравый капитан Маквэй (Николас Кейдж) —
сначала он успешно выполняет первую часть секретной миссии по доставке деталей
атомной бомбы, которая положит конец сопротивлению Японии. Однако на обратном
пути экипаж теряет бдительность, американский корабль успешно атакует подкравшаяся
японская субмарина.
Огромный крейсер тонет за считанные минуты, а для матросов и
офицеров начинается настоящий ад — в течение четырех дней они пытаются выжить
посреди Тихого океана, воды которого кишат сотнями акул. Маквэй все это время пытается
справиться с тяжкой ношей — ведь именно на капитане лежит ответственность за
гибель большей части экипажа.
Кейдж идет на войну
Популярный актер и совместительству сборник мемов Николас
Кейдж в последнее время все больше напоминает слоеный торт с разными начинками.
Никто до последнего не знает, какая начинка станет новым поводом для мемов. Но
в этом году тайна немного приоткрылась — Николас Кейдж снова сыграл…Николаса
Кейджа.
В «Крейсере» Кейдж перевоплощается в роль образцового отца
для своего экипажа, который предстает перед зрителями детьми, увлеченно
играющими в кораблики. Сам Кейдж благополучно скрывает за огромными
солнцезащитными очками большую часть своих эмоций, однако в целом его герой
запоминается — возможно, по причине того, что других известных актеров в
картину не завезли. Приехал только Томас Джейн, и то на пару минут.
Впрочем, кино интересно не актерским ансамблем, а своей
историей, самая жуткая часть которой начинает разворачиваться на экране после
того, как крейсер идет на дно. Режиссер вплетает в картину самые разные
элементы — от хоррора с нападениями кровожадных акул до драмы о человеческих
судьбах, чем-то напоминающей «Титаник» Джеймса Кэмерона.
Однако если в «Титанике» преобладали ванильные нотки о силе
любви, то у Марио Ван Пиблза под любовью подразумевается совсем иное. Любовь к
отечеству — вот что занимает героев. Впрочем, иногда бывает трудно отделить
вечные как мир ценности от тонн пафоса, которым наводнены диалоги простых
матросов, находящихся в предпоследнем кругу ада.
Через некоторое время приходит понимание, что миссия акул
съесть как можно больше людей — ничто по сравнению с главным испытанием в жизни
капитана и его экипажа. Имя ему Предательство. Только ближе к финалу начинается
то, ради чего затевалось кино. Непростое размышление на тему чести, долга и
ответственности.
Герою Кейджа придется осознать простую истину: с большой
силой приходит не менее большая ответственность. Из Маквэя в какой-то момент
делают козла отпущения и возлагают всю вину за гибель экипажа и крейсера. Для
одних война закончена, однако для капитана крейсера она только начинается. Но
опустит ли бравый американский моряк руки или станет бороться за справедливость
— зависит только от него.
Пафос и нарисованные акулы
Пожалуй, одним из главных недостатков картины является
закадровый голос Кейджа, который рассказывает зрителю сюжет. Считается, что это
один из самых противоречивых приемов среди сценаристов. К тому же все это
сдабривается не самым увлекательным монтажом, который временами напоминает
телесериалы.
Однако есть и цепляющие моменты — основанная на реальных
событиях драматическая история, вполне «вкусные» спецэффекты и музыка,
подчеркивающая трагичность разворачивающихся на экране событий. И, конечно же, Николас
Кейдж в главной роли с фирменными глазами грустного спаниеля.
В результате «Крейсер» оказывается крепко сделанным
середнячком, который многим придется по вкусу. Картина, пусть и неровная,
способна увлечь мешаниной различных жанров. Кто-то ждет страшных акул в стиле «Отмели»
— получите и распишитесь, все это есть в наличии. Кому-то по душе военный пафос
и огромные военные корабли — располагайтесь поудобнее.
Пусть для российского зрителя попытка дать оценку одной из
самых страшных военных трагедий армии США в какие-то моменты превращается в
развлекательный аттракцион, однако в итоге каждый посмотревший «Крейсер» узнает
чуть больше о героических днях Второй мировой.