В российский прокат выходит один из самых ожидаемых фильмов этого
лета — военная драма «Дюнкерк» режиссера Кристофера Нолана, основанная на
реальной истории спасения 350 тысяч британских солдат в самом начале Второй
мировой войны.
В 1940 году солдаты британских, бельгийских, канадских и
французских войск оказались в окружении немецкой армии на пляже у города
Дюнкерка и чудом спаслись. В Англии эту историю знают все — от ребенка до
старика. Считается, что если бы план по эвакуации провалился, Великобритании
пришлось бы капитулировать перед Гитлером.
Нолан задумал снять фильм о тех событиях 20 лет назад,
однако все эти годы терпеливо ждал подходящего случая. И вот теперь один из
культовых режиссеров современности переосмыслил события 77-летней давности,
вложив в ленту мощное авторское высказывание. К слову, «Дюнкерк» — десятая по
счету картина Нолана, однако впервые она основана на реальности.
Лучший фильм о войне
Кажется, в современном кино нет ни одного режиссёра, фанаты
которого готовы устроить публичное линчевание за критику творчества своего
любимца. По всей видимости, это не помешает новому фильму Кристофера Нолана
собрать в следующем году урожай из «Оскаров» за, возможно, самый важный фильм в
карьере.
Впрочем, «Дюнкерк» разделит аудиторию пополам — многие будут
упрекать автора в отсутствии драматургии, в топтании на месте и победой формы
над содержанием. Если вы пришли смотреть традиционное кино о войне — все
претензии будут обоснованными.
Любому зрителю, который сядет в кресло в зале IMAX, нужно решить
для себя: готов ли он смотреть, возможно, самый необычный фильм года или нет.
Ведь «Дюнкерк» — отнюдь не рядовое кино. Это сногсшибательный эксперимент, как
капсула 7D в любом ближайшем торговом центре.
Не случайно лента снята на пленку в потрясающем
70-миллиметровом формате. Нолан ищет новые формы и погружает зрителей в самое
пекло войны без оторванных конечностей, лишнего пафоса и морализаторства, как в
недавнем «По соображениям совести» Мэла Гибсона.
Нолан не пытается играть и в Стивена Спилберга, отправлять
солдат на спасение своего условного рядового Райана, а предпочитает наблюдать
за событиями со стороны. С самого начала режиссер задает невероятный ритм, не
позволяя расслабиться ни на секунду.
Бессюжетность компенсируется несколькими выдающимися
эпизодами, где не замолкающее тиканье часов помогает погрузиться в картину и
застрять там на 106 минут. Учитывая предыдущие работы автора — почти короткометражку.
При этом Кристофер Нолан делает кино для массовой аудитории,
которое легко можно показать даже подросткам. И этот подход в корне отличает
«Дюнкерк» от предыдущих высокобюджетных фильмов о войне. Критики фильму
аплодируют — он уже получил 96 баллов на агрегаторе критических мнений
Metacritic, что делает его одним из лучших военных картин.
Солдаты вернутся домой
По форме «Дюнкерк» не военный блокбастер, а авторское кино.
События в картине показаны с трёх точек зрения. Трёхактная структура нужна
режиссёру для того, чтобы посмотреть на происходящее с разных углов. По сути,
это кино без главного героя, где с десяток первоклассных актёров одновременно
пытаются сделать самое главное на войне — выжить.
«Дюнкерк» — фильм-ситуация. Сама эвакуация 400 тысяч человек
с относительно небольшого берега здесь главная цель, которая и должна
сосредоточить на себе внимание зрителей. Герои сражаются за свою жизнь в разных
стихиях: земле, воде и на небе.
Первая история укладывается в сутки, вторая в несколько
часов, третья — в час. Суровый Том Харди, ведущий сражение в воздухе, за весь
фильм не произносит ни слова, его лицо закрыто маской. Тут актёру не привыкать:
после роли Бэйна в «Тёмном рыцаре» у того же Нолана.
Лучший персонаж картины в исполнении умницы Майка Райнелса
вместе со своим напарником плывут на своём небольшом судне спасти хоть одну
жизнь, при этом жертвуя другими. Кэннет Брана в роли адмирала отвечает за
судьбу сотен тысяч солдат.
Зритель — один из застрявших солдат на берегу. В «Дюнкерке» немецкие
солдаты так и не появятся. Герои вынуждены бороться с обстоятельствами, а не
конкретным врагом. В конце концов, Нолан напоминает, что в окопах под огнём нет
атеистов, а главное в военном деле — возвратиться живым домой.