Новости / Шоу-бизнес / Видео: «Эликсир»: мы все умрем
Фото: кадр из фильма, предоставлен авторами
«Эликсир»: мы все умрем
Сумасшедший Серафим в поисках чудотворного
зелья успел взять ДНК у космонавтки и партизанки и щедро поделиться
своей ДНК с ними, но погиб, выполняя задание.
Фильм «Эликсир»
дебютанта Даниила Зинченко прямиком с Берлинского фестиваля, где его
назвали событием, вышел в прокат в Сибири. В Берлине, говорят, зал брали
штурмом, а в новосибирском кинотеатре «Победа» было поспокойнее. Чтобы
оценить шедевр, надо знать толк в современном искусстве и понимать, что
такое «наследник идей русского космизма и традиций некрореализма».
Берлин, надо полагать, был поражен видами первозданной,
величественной, непролазной тайги в «Эликсире». А также заинтересован
ее обитателями — полоумными дикарями, которые живут в землянках, бегают
по лесу с воем, лечат раны землей и превращают болотную воду в
алкоголь. Особенно когда они прихлебывают из фляжки и не закусывают.
Вообще, откуда в тайге закусь!
Именно такое
представление о русских по сей день остается у необразованных
иностранцев, и тут Даниил Зинченко попал в цель. (Хотя уверяет, что
стремился показать не дикость всея Руси, а ее былинные корни, ее
архетипы). Наверное, специально для них он подолгу задерживал статичную
камеру на видах вечернего леса, причем не самых красивых, и звездного
неба, дорисованного на компьютере. Ничего не происходит, отовсюду веет
мертвечиной, зато лес сливается с космосом, а космос растворяется в
лесе, и получается кино без времени и пространства. Для чего это нужно и
какой в этом смысл, объяснят искусствоведы.
В этом
странном, не то сказочном, не то богом забытом месте Ученый, окопавшись в
землянке, и его подручный Серафим пытаются открыть волшебный эликсир,
от которого мертвые якобы воскресают. На другом конце тайги существует
некий Плотник, слегка похожий на Христа, которого называют Он и который
знает, в чем тайна эликсира. В тайге на поваленных деревьях сидят
партизанка, потерявшая самоидентификацию, и космонавтка, потерявшая свой
корабль, и рассуждают о смыслах.
Дальше самое главное.
Для получения эликсира Серафим берет у них ДНК с интимных мест, причем
действо показано крупным планом. Серафим этим не ограничивается, и
делится своей ДНК с девушками. От одних к другим бегает дремучий
почтальон и носит накарябанные карандашом письма. Все персонажи сидят
рядком и говорят ритмизированным слогом, претендующим на верлибр. Самая
удачная рифма — «полеты-болото».
Вскоре начинают падать
деревья, символизируя тревогу. В финале Серафима и Плотника замучивают
враги, и общим планом показаны бегущие невесть (от)куда партизаны. Они
поют. Они не сдались. Две тетки с пузом едут за ними на санях и орут.
Они, видимо, рожают от Серафима.
Иногда смешно, но смех
по большей части нервный. Везде сплошной абсурд, никакой логики, никакой
психологии, как и полагается современному искусству. Эффект
самодеятельного кино разрушает все заложенные сюда мифологемы. Но это не
беда. Наоборот, так надо. Современное искусство создается на коленке, а
потом под него подводится философская концепция, и получается шедевр.
Смотришь — трэш какой-то, ни уму, ни сердцу. Читаешь концепцию — ого,
как все по-научному. Чувствуешь себя полным идиотом.
А
если еще интервью с создателем на радио «Свобода» изучишь, то и вовсе.
Например: «Серафим – это святой дух, но на самом деле он
Иванушка-дурачок, сын Родины-матери, сын этого созвездия с Мамаева
кургана. Ни в коем случае это никакой не стеб. Я пытался для себя
поэтизировать эту советскую глыбу». Или: «Двойные роды в конце.
Рождается новое божество, новая Россия». Ну как после этого не принять
глубокомысленный вид!
А еще Даниил Зинченко сказал с
экрана, что искали денег на кино, но не нашли. Поэтому «бюджет фильма
неоценим, так как все работали бесплатно, а если это оценить, бюджет
заоблачный». Вот и не понять: а каким бы фильм получился, если бы дали
денег? А для чего, вообще, деньги, если принцип современного искусства —
каракули на коленке? А смог бы Даниил Зинченко снять полноценный
художественный фильм, который берет за душу? Но эти вопросы ему никто не
задавал, а задавали попроще. О чем ваш фильм, например. Он отвечал, что
о чуде. Отвечал в варежку, имитирующую микрофон. Очень символично.