Вынужденные обходиться более дешевой отечественной продукцией, телевизионные боссы привлекли к работе легион простаивающих кинематографистов, - режиссеров, техников, актеров - и возрождение российской киноиндустрии началось.
Для тех, кто мечтал о режиссерской или продюсерской карьере, эта перемена ветра стала нежданным подарком судьбы.
Тимур Бекмамбетов, поставивший два российских мегахита, - "Ночной дозор" 2004 г. и "Дневной дозор" 2006 г. - вообще не был профессиональным режиссером: он просто "переквалифицировался" в автора телевизионных рекламных роликов.
Бекмамбетов - сейчас он снимает в Праге триллер "В розыске" ("Wanted") с участием таких востребованных голливудских актеров, как обладатели "Оскара" Морган Фримен и Анджелина Джоли, а также стремительно восходящая звезда, британец Джеймс Макэвой (James McAvoy) (в 2006 г. он снялся в "Последнем короле Шотландии" ("The Last King of Scotland"), а затем в "Первом блюде на десять человек" ("Starter for Ten"), вышедшем в прокат в феврале) - с нежностью вспоминает времена, когда нарождающаяся новая киноиндустрия в России не была скована правилами и ограничениями.
"Я вырос в Гурьеве - это городок в Казахстане, расположенный прямо на географической границе Европы и Азии, - рассказывает он. - Потом, когда я жил в Москве в безумные девяностые, - в те времена было достаточно объявить себя банкиром, бандитом или кинорежиссером, чтобы и вправду им стать - всем приходилось снова и снова пересекать границы и брать барьеры, о которых большинство людей в более стабильном обществе и понятия не имеют. Кто-то не смог избавиться от советской психологии, и утонул в стремительном и опасном потоке времени; другие просто нашли новое применение своим способностям".
Призванные под знамена отчаявшимися телебоссами, Бекмамбетов и множество других талантливых людей занялись съемками телефильмов, и - хотя в то время это мало кто замечал - российская киноиндустрия начала набирать обороты.
Цифры говорят сами за себя: в 2001 г. российские продюсеры, сделав 39 фильмов, собрали те самые пресловутые 2 миллиона из 65; к 2003 г. доля 40 вышедших в прокат российских фильмов составила 8,3 миллиона долларов из 190 миллионов общих кассовых сборов. По настоящему ситуация начала меняться в 2004 г., когда 51 отечественная картина собрала 32,5 миллиона долларов из 268. К прошлому году 59 российских фильмов получили 117 миллионов из общих доходов от проката в 455 миллионов долларов: их доля на рынке достигла 25,7%.
Если бы хоть один российский фильм немного приблизился по сборам к самой популярной картине года - "Дневному дозору", этот показатель был бы еще выше, отмечает Александр Семенов, издатель влиятельного отраслевого журнала "Кинобизнес сегодня".
"Фильм Бекмамбетова - второй из цикла "Дозоров" - в одиночку собрал почти 35 миллионов долларов, и в первых двух кварталах 2006 г. эта цифра - плюс доходы от других отечественных фильмов - превышала 45% от общих кассовых сборов, - поясняет Семенов. - Хотя после выпуска "летних" голливудских блокбастеров ситуация изменилась, эти данные говорят о реальном возвращении российского кино на рынок, где общие сборы к концу 2007 г. составят от 500 до 520 миллионов долларов.