Кафе Soldatenkaffee. Фото с сайта uainfo.org
Несколько дней назад в Индонезии закрылось кафе Soldatenkaffee, которое сочли "нацистским", так как оформлении заведения использовались портреты Адольфа Гитлера, эмблемы СС, немецкие плакаты 1940-х годов и прочая подобная атрибутика.
Власти города Бандунг, в котором расположен ресторанчик, попросили закрыть заведение после того, как о нем написали издания в Европе и США. При этом чиновники отметили, что вообще-то, конечно, хозяин кафе никаких местных законов не нарушал. Когда слово дали самому владельцу Soldatenkaffee Генри Мульяне, тот объяснил, что его кафе ориентировано вовсе не на сторонников нацизма, а на любопытных туристов и местных жителей, которым просто близка или интересна военная тематика. "Я сделал это только ради того, чтобы мой бизнес процветал. Ничего плохого я не имел в виду", — оправдывался Мульяна, когда ему указали на то, что его кафе оскорбляет память жертв Второй мировой войны. Мульяна также сослался на закон Индонезии, в котором нет пункта о запрете на демонстрацию или какое-то другое использование нацистской символики. И все же в итоге предприниматель объявил, что кафе будет закрыто. Чиновники приветствовали его решение, отметив, что сам факт существования Soldatenkaffee, а точнее скандал вокруг него, отрицательно сказывался на имидже Индонезии за рубежом.
Владелец теперь уже бывшего Soldatenkaffee, к слову, стал не первым жителем Азии, которого попросили отказаться от "бизнес-партнерства" с Гитлером. Так, годом ранее еврейская община Индии, а затем и генеральный консул Израиля в Мумбаи Орна Сагив потребовали от владельцев магазина одежды под названием "Гитлер" сменить вывеску. Один из хозяев торговой точки Раджа Шах заявил тогда, что магазин не имеет никакого отношения к фюреру, а сам он весьма плохо осведомлен в вопросе о том, чем таким ужасным занимался этот немец. Позднее бизнесмен заявил, что готов переименовать магазин, но как только шумиха вокруг торговой точки улеглась, сказал властям, что не собирается отказываться от "Гитлера". "Мы популярны из-за этого названия. Посетители не жалуются, жалобы поступали только от иностранцев, а местным наш магазин и его название нравятся", — подчеркнул Шах. Он объяснил, что название не имеет никакого политического подтекста, не направлено против жертв войны и не вызывает у жителей Индии неприятных ассоциаций.
Но другой, уже тайский "Гитлер" все же был переименован владельцами. В начале июля 2013 года в СМИ попала история про кафе "Гитлер", оформленное в стилистике закусочной KFC и расположенное в Таиланде. Увидев фотографии кафе, KFC, сеть американских закусочных, пригрозила тайскому заведению судом за нарушение авторских прав — иными словами, собственно Гитлер компанию из США, похоже, не смутил. Впрочем, позже выяснилось, что заведение еще до скандала сменило название на H-ler и избавилось от KFC-подобного логотипа.
Очевидно, что азиатским бизнесменам еще не раз придется столкнуться с подобными ситуациями: Гитлер кажется им привлекательным с точки зрения маркетинга персонажем, более того, они не видят в его образе ничего отталкивающего. Между тем в большинстве стран за пределами Азии имя фюрера воспринимается вполне однозначно.